Бартель

БАРТЕЛЬ Макс (Max Barthel, 1893–) — немецкий писатель. Р. вблизи Дрездена в разорившейся мещанской семье, работал на фабрике. Много бродяжничал по Швейцарии и Италии. Примкнул к социал-демократическому рабочему движению. Затем стал писателем по профессии. Б. принадлежит к той группе соц.-дем. писателей, к-рая в Германии является общепризнанной, как «группа рабочих» писателей. К ней относятся кроме Б. такие писатели, как Петцольд, Брёгер, Лерш, Шёнланк, Энгельке и др. Это — писатели-выходцы из рабочей среды или сами рабочие, к-рые постепенно отрывались от рабочего класса и его идеологии. Воспитываясь на буржуазной литературе, они не сумели критически ее преодолеть. Их «революционность» не переходит обыкновенно границ мещанского индивидуализма. Во время войны 1914–1918 они были шовинистами.

Первые стихотворения Б. из жизни рабочих и бродяжничества были напечатаны в соц.-дем. печати. Большое место в них занимают описания природы, скитальчества, мечты, любовь и неопределенные призывы к братству и свободе. Первый сборник военных стихотворений «Verse aus den Argonnen» появился в 1916. Последующие сборники стихотворений: «Freiheit» (1917), «Revolutionäre Gedichte» (1919), «Utopia» (1920), «Arbeiterseele» (1920), «Die Faust» (1920), «Lasset uns die Welt gewinnen» (1920), сборник рассказов «Das vergitterte Land» (1922), пьеса «Der eiserne Mann» (1924).

По стилю Б. ближе, чем остальные писатели его группы, к старым традициям буржуазно-революционных поэтов середины XIX в. и соц.-дем. поэтов 80-х и 90-х годов прошлого века. В 1918 Б. примкнул к коммунистической партии. В это время им написано много прочувствованных революционных стихотворений, из к-рых можно указать на стихотворение «Петербург» — о русской революции, также на ряд рассказов в сборнике «Площадь народной мести», посвященном революционной России, и на книжку «Красный Урал», написанную во время пребывания в СССР. После 1923, когда революционная волна в Германии отхлынула, Б. уходит из компартии и возвращается в социал-демокрачическую. С этого времени буржуазная печать видит в Б. выдающегося «рабочего» писателя, «сближающего», а не противополагающего два мировоззрения — рабочее и буржуазное. В 1925 выходит автобиографический роман «Das Spiel mit der Puppe», в 1927 — роман «Der Mensch am Kreuz». В первом из них ярко выражено реформистское мировоззрение автора, во втором романе даны образы агитатора-коммуниста и католического священника; оба являются мучениками на кресте жизни. Эти два больших произведения, в особенности последнее, показывают, что автор, трактуя в них определенную проблему, не сумел подняться на подлинно художественную высоту: они схематичны. С отходом Б. от революции, свежая струя, к-рую он во время революции внес в рабочую литературу, исчезла из его творчества.

Библиография: Из произведений Б. на русск. яз. переведены: Сборник избранных стихов «Завоюем мир», перев. О. Мандельштама, Гиз, М. — Л., 1925; рассказы: «Машина смерти», (М., 1925), «Площадь народной мести», (Л., 1924), «Красный Урал» и др. и отдельные стихотворения в различных журналах.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Бартель — Карл (Barthel) — известен сочинениями по истории литературы. Род.1817 в Брауншвейге, изучал филологию и богословие В Геттингене; ум. 1853 в Брауншвейге. Написал: "Die deutsche Nationalliteratur der Neuzeit" (Брауншвейг, 1850). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона