Бар

БАР Герман (Hermann Bahr, 1863–) — современный австрийский критик и писатель, идеолог литературного импрессионизма (см). Личность Б. — как бы живое воплощение принципа релятивизма. Его жизнь, критика и творчество отличаются необычайной изменчивостью идеологии и литературных вкусов. Он примыкал ко всем направлениям периода 1890–1915 от натурализма до экспрессионизма, знаменовавшим эволюцию в мироощущении мелко- и среднебуржуазных групп Германии и Австрии. В связи с его отзывчивостью на всякое новое направление Б. получил прозвище «коммивояжера послезавтрашнего дня». Бар сыграл очень значительную роль в развитии австро-немецкой литературы, заключавшуюся как в объединении австрийских писателей, так и в популяризации самых различных направлений и писателей других стран.

Начало своей литературной деятельности Б. посвятил натурализму, издавая вместе с А. Гольцем и др. журн. «Die Freie Bühne» (Свободная сцена). Он пропагандировал Золя, Ибсена, Гауптмана и др. В 90-х годах Б. приобретает известность как вождь «последовательного натурализма», то есть импрессионизма. Став во главе «Молодой Вены», он сплотил вокруг себя австрийскую группу импрессионистов и неоромантиков (Шницлера, Гофмансталя, Альтенберга и др.), находившихся под его сильным влиянием. Обоснованию импрессионизма посвящены его лучшие работы: «Zur Kritik der Moderne» — «К критике модернизма» (1890); «Ueberwindung des Naturalismus» — «Преодоление натурализма» (1891); «Renaissance» — «Возрождение» (1897). В издаваемом им органе импрессионистов «Die Zeit» — «Эпоха» Б. популяризирует в Вене французских декадентов и символистов, а также Стриндберга, Уайльда и философию Ницше. Одновременно в работах: «Wiener Theater» — «Венский театр» (1899), «Rezensionen» — «Рецензии» (1903), «Заметки» — «Glossen» (1907) Бар агитирует за создание импрессионистского театра, завоевывая этих писателей для сцены. В своих критических работах (таковы также «Essays» — «Этюды», 1912; «Dialog vom Marsyas» — «Диалог о Марсии», 1904; и др.) Б. отражает философию ницшеанства и модернизма — культ личности, презрение к демократии. Его этюды — типичные образцы импрессионистской критики, исходящей из субъективного впечатления, поверхностной, но блестящей. «Dialog vom Tragischen» — «Диалог о трагическом» (1903) Б. посвящает проблеме изменчивости человеческого «я», приходя к крайнему субъективизму; Б. первый связал субъективизм литературного импрессионизма с философией релятивизма Маха. С 1910 ориентация Б. меняется вместе с общей ориентацией мелкобуржуазных групп: он порывает с импрессионизмом. В «Essays» — «Этюдах» (1912) и особенно в «Expressionismus» — «Экспрессионизме» (1916) Б. ратует за новое искусство экспрессионистов (см.). Все больше углубляясь в мистицизм, Б. окончательно порывает с бунтарством прежних лет и приходит к католичеству (1914). Как художник Б. не возвышается над посредственностью. Один из критиков хорошо назвал его «журналистом в творчестве» и «поэтом в журналистике». Его драмы по глубине редко превосходят произведения фельетониста и в истории литературы не останутся. Этапы художественного творчества Б. соответствуют этапам его критических работ. К периоду натурализма принадлежат: «La Marquesa d’Amaegui» — «Маркиза д’Амеги», «Die grosse Sünde» — «Большой грех», «Die Mutter» — «Мать» (1888–1891) с их легкой социальной и политической сатирой. В романе «Die gute Schule» — «Хорошая школа» (1890) и новеллах «Fin de siècle» Б. подражает прозе французских декадентов. Целый ряд произведений Б. посвящен быту Вены; таковы драмы: «Tschaperl» — «Чаперль», «Der Star» — «Скворец», «Der Atlet» — «Атлет», «Die Wienerinnen» — «Венки», «Францль» (1897–1900) и романы: «Neben der Liebe» — «Около любви» (1893) и «Театр» (1897). Известностью пользовались его драмы: «Der Apostel» — «Апостол», «Der Meister» — «Мастер», «Das Konzert» — «Концерт» (1901–1910). Ряд пьес этого периода ставился на русской сцене. К последнему периоду мистицизма и экспрессионизма относятся драмы: «Der Unmensch» — «Изверг» (1919), «Ehelei» — «Брак» (1920), «Altweibersommer» — «Бабье лето» (1924). Баром задумана большая серия романов (посвященных Австрии, Германии и пролетариату); из них вышли: «Die Rahl» — «Раль» (1909), «Друт» (1910), «О, Mensch» — «О, человек», «Himmelfahrt» — «Вознесение» (1916), «Die Rotte Koriahs» (1919), с типичным для этих лет идеализма углублением в мир человеческого «духа». Новейший роман Бара — «Der inwendige Garten» — «Внутренний сад» (1927).

Библиография: Soergel A., Dichtung u. Dichter der Zeit, Lpz., 1911; Meyer R. M., Die deutsche Literatur des XIX u. XX Jahrh., 2 Bde., Berlin, 1920; Walzel O., Die deutsche Dichtung seit Goethes Tod, B., 1920: Kummer F., Deutsche Literaturgeschichte des XIX u. XX Jahrh., 2. Bde., Dresden, 1922; Hande W., H. B., Berlin, 1923; Arnold A., Das deutsche Drama, M., 1925. Meridies W., H. B. als epischer Gestalter u. Kritiker der Gegenwart, Hildesheim, 1927.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. бар — Бар/. Морфемно-орфографический словарь
  2. бар — сущ., м., употр. нечасто (нет) чего? бара, чему? бару, (вижу) что? бар, чем? баром, о чём? о баре; мн. что? бары, (нет) чего? баров, чему? барам, (вижу) что? бары, чем? барами, о чём? о барах... Толковый словарь Дмитриева
  3. бар — бар I м. 1. Небольшой ресторан, закусочная, где обычно пьют и едят у стойки. 2. Стойка в таком ресторане, закусочной. 3. Специальное отделение в буфете, шкафу или отдельный предмет мебели для хранения вин. II... Толковый словарь Ефремовой
  4. БАР — БАР — гряда в прибрежной полосе морского дна, образованная наносами. Различают подводный, островной, приустьевый и береговой бар. БАР — город (с 1938) на Украине, на р. Ров, Винницкая обл. Железнодорожная станция. 19,4 тыс. жителей (1991). Большой энциклопедический словарь
  5. бар — Питейное заведение, основным назначением которого является продажа алкогольных напитков, обычно с минимумом обслуживающего персонала. Кулинарный словарь
  6. Бар — I (Bahr) Герман (19.7.1863, Линц, — 15.1.1934, Мюнхен), австрийский писатель. После путешествия в Петербург опубликовал новеллу «Поездка в Россию» (1893). В теоретических сочинениях «К критике модернизма» (1890), «Преодоление натурализма» (1891)... Большая советская энциклопедия
  7. бар — орф. бар1, -а (ресторан, закусочная; отмель; тех.) бар2, -а, р. мн. -ов, счетн. ф. бар (ед. измер.) Орфографический словарь Лопатина
  8. бар — 1) -а, м. 1. Небольшой ресторан или часть ресторана, закусочная, где обычно пьют и едят у стойки. 2. Род небольшого буфета для вин или отделение для вин в шкафу, буфете и т. п. [англ. bar] 2) -а, м. метеор. Единица измерения атмосферного давления. Малый академический словарь
  9. бар — Единица измерения давления, в частности, давления планетарной атмосферы. Один бар примерно соответствует среднему давлению атмосферы Земли на уровне моря и равен 10^5 паскалям (ньютон на квадратный метр). Атмосферное давление часто измеряется в миллибарах (1000 мбар = 1 бар). Большой астрономический словарь
  10. Бар — Стенка для гимнастических упражнений. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  11. бар — БАР, бара, ·муж. (·англ. bar). Ресторан с буфетом, где можно выпивать и закусывать, не отходя от стойки. | Маленький ресторан. II. БАР, бара, ·муж. (·англ. bar) (мор.). Наносная мель в устьях рек. III. БАР, бара, ·муж. (от ·греч. baros — тяжесть) (физ.). Единица атмосферного давления. Толковый словарь Ушакова
  12. Бар — /ия/, внесистемная единица давления и механического напряжения. Словарь мер и весов
  13. БАР — • БАР (возвратное приливное течение), приливный поток, устремляющийся с моря в узкое устье реки или узкий залив. При столкновении с встречным течением реки образует поверхностный водяной вал, который повышает верхний бьеф. Научно-технический словарь
  14. бар — 1. БАР1, а, м. 1. Маленький ресторан, где пьют и едят у стойки, а также сама такая стойка. Пивной б. 2. Род небольшого буфета для вин или отделение для вин в шкафу, серванте. 2. БАР2, а, род. мн. баров и при счёте преимущ. бар, м. (спец.). Единица атмосферного давления. Толковый словарь Ожегова
  15. БАР — (от греч. baros — тяжесть) (бар, bar) 1) внесистемная ед. давления; 1 Б.=105 Па=106 дин/см2=0,986923 атм; 1 мбар=103 дин/см2= 0,986923•10-3 атм=0,75 мм рт. ст. 2) Вышедшее из употребления название ед. давления в СГС системе единиц. 1Б.= 1 дин/см2. Физический энциклопедический словарь
  16. бар — БАР 1. БАР, -а; м. [англ. bar]. 1. Небольшой ресторан; его зал или стойка со спиртными напитками и холодными закусками. Валютный бар. Ночной бар. Пивной бар. Кафе-бар. Выпить в баре коктейль. / О закусочной, где обычно пьют и едят у стойки. Толковый словарь Кузнецова
  17. Бар — (a. bar, jib; н. Ausleger; ф. fut, bras; и. barra, varilla) — рабочий орган врубовой, врубово-навалочной и навалочной машин или горн. комбайна; предназначен для образования врубов (зарубных щелей), отбойки (несколькими рядом расположенными... Горная энциклопедия
  18. бар — I. бара, м. [англ. bar]. Ресторан с буфетом, где можно выпивать и закусывать, не отходя от стойки. || Маленький ресторан. II. бара, м. [англ. bar] (мор.). Наносная мель в устьях рек. III. бара, м. [от греч. baros – тяжесть] (физ.). Единица атмосферного давления. Большой словарь иностранных слов
  19. бар — I I. "наносная песчаная отмель в устье реки" (Гончаров). Заимств. из англ. bar "отмель; запор" или его источника франц. barre – то же, откуда и нем. Barre; см. Горяев, ЭС 13; Акад. Сл. I, 118; Хольтхаузен, EW 16; Клюге-Гётце 40 и сл. II II. Этимологический словарь Макса Фасмера
  20. БАР — В дилерских сделках так именуется сумма в 1 млн. фунтов стерлингов. Экономический словарь терминов
  21. бар — БАР, см. баррикада. Также см. баррикада Толковый словарь Даля
  22. бар — (стойка, ресторан, где обслуживают у стойки). Заимств. в начале XX в. из англ. яз., где bar «стойка» восходит к франц. barre «загородка, барьер». См. барьер. Этимологический словарь Шанского
  23. бар — I. БАР I -а, м. barre f. 1. Мелководье в устье реки или перед гаванью. Сл. 18. Стоявший за двинским баром отряд снялся с якоря. МРФ 10 24. От Ревеля пошло к городу архангелскому мая 10 числа пополудни три фрегата; к бару я пришел июля 6. 1741. АМ 2 28. Словарь галлицизмов русского языка