Анекдот

АНЕКДОТ. В переводе с греческого слово «А.» обозначает «неизданное» и у древних служило для обозначения произведений, не получивших огласки. Позднее (как напр. у византийского историка VI в. Прокопия в его «Тайной истории») под А. стали понимать неизвестные факты из какого-либо интересного периода истории или «сокровенные» подробности из жизни примечательного лица. Давая исход любопытству, возбужденному интересным историческим явлением или деятелем, «снижая» их путем острого вещественного приближения читателя к чему-то в известном смысле недоступному (напр. вследствие высокого социального положения лица) — А. так. обр. почти с самого начала отличается занимательностью и неожиданностью материала. Если принять при этом во внимание, что устремленность А. в сторону частного и конкретного предопределяла выбор острых и эффектных положений, шутливых подробностей и т. п. элементов, — все более и более разнообразных по мере того, как А. переставал приурочиваться лишь к историческим лицам и событиям, а касался лиц и событий вообще, то вполне понятно будет, что появление А. в Западной Европе связывается обычно с развитием новеллы (см.) и легких шуточных рассказов — «фацеций» (см.). Основателем этого рода литературных произведений считают итальянца Поджио Браччиолини (кон. XV в.). Во французской литературе можно соответственно назвать приписываемый Бероальду де Вервилю или Раблэ сборник фацеций-анекдотов «Moyen de parvenir», а в немецкой литературе Паули, автора «Scherz mit der Wahrheit» и «Schimpf und Ernst». В России (статья Е. Масловой «К истории анекдотической литературы XVIII в.» в «Сборнике статей в честь академика А. И. Соболевского», изд. Академии наук СССР, Л., 1928) «пышным расцветом А. и исторического и бытового, с определенной новеллистической окраской, характеризуется вторая половина XVIII в.». Как отмечает исследовательница, А. занимают тогда значительное место в журналах наравне с серьезным материалом, а кроме того появляются и отдельными изданиями. Самыми излюбленными из таких собраний А. были «Краткие замысловатые повести» (второе «Присовокупление» к «Письмовнику» Курганова, выдержавшее до семи изданий с 1769 по 1802) и сборник в двух частях Петра Семенова (относящийся к 1764), носивший такое характерное заглавие: «Товарищ разумный и замысловатый или собрание хороших слов, разумных замыслов, скорых ответов, учтивых насмешек и приятных приключений знатных мужей древнего и нынешнего веков». Как полагают некоторые исследователи, на русские А. (в частности на «Смехотворные повести», ранний образец которых относится к XVII веку) оказали влияние польские писатели Рей и Кохановский, создавшие ряд фацеций-анекдотов в стихах.

Характер происхождения и развития А. частично уже объясняет особенности этого жанра. А. (в своем завершенном виде) является малой повествовательной формой, в основе к-рой лежит выразительно и остро очерченное положение, стремящееся к разрешению и находящее его в замкнутой строго концовке. А. соприкасается так. обр. с новеллой, и не случайно пути их развития совпадают. Хороший А. можно рассматривать как эмбрион новеллы и грань между ними устанавливается именно там, где А. готов перерасти в новеллу. Такой определительной гранью следует считать перспективу, которую открывает лежащее в основе А. положение. В то время как расположение («сюжетная установка») «героев» А. определяется прежде всего неожиданностью и остротой выбранной для них ситуации, «поданной», правда, так, чтобы это расположение в своей замкнутой конкретности и определенности характеризовало в известном смысле облик «героев» вообще — в новелле выбор ситуации определяется именно ее внутренней емкостью, пригодностью ее для показа того или иного лица в целом, для раскрытия его «я». Такие напр. «малые формы», как «Смерть чиновника» Чехова, потому и являются новеллами, а не А., что Чехову важен здесь не нелепый факт смерти чиновника из страха перед «начальством», а те «перспективы» в убогом «бытии» чиновника, к-рые эта смерть раскрывает. В А. мы имеем в лучшем случае лишь намеки на те пути, к-рые от данной, конкретной ситуации ведут к существу героя, а в новелле все дело в том, чтобы ситуация не оказалась замкнутой в себе, чтобы она не стала самоцелью. Поэтому концовка А. является разрешением известной ситуации в точном смысле этого слова, она дает «разряд», указывает выход, а концовка в новелле служит для расширения перспективы, увеличения эмоциональной нагрузки и т. п. Родство между А. и новеллой подтверждается наличием новеллистического элемента в А. и обратно (см. напр. некоторые новеллы из «Декамерона» или Мопассана и т. п.). Особый интерес имеют с этой стороны случаи перерастания А. в новеллу; как на пример можно указать хотя бы на «Шинель» Гоголя, возникшую, как известно, из канцелярского А. о каком-то чиновнике, страстном охотнике за птицей. Стилистические особенности А. стоят в соответствии с его структурой. Обнаженная заостренность композиции А. требует отчетливо выраженной целеустремленности в пользовании словесным материалом, что гл. обр. выражается в сжатости и точности фразы, в отсутствии ярких тропов и в расчетливом применении особенно экспрессивных фигур (как градация, контраст и т. п.). Надо впрочем отметить текучесть стилистических форм А., по преимуществу устной малой формы, куда сказовое начало неизменно вносит неожиданные вариации и «внестилевую» тональность. Из литературы об А., кроме названных статей, можно еще указать на отдельные замечания Б. Томашевского в его «Теории литературы», на статью Л. Гроссмана «Искусство А. у Пушкина» (в его книге «Этюды о Пушкине») и на статью М. Петровского в «Литературной энциклопедии» изд. Френкеля.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. анекдот — -а, м. 1. Короткий устный рассказ с неожиданной остроумной концовкой. [Туркин] знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить. Чехов, Ионыч. 2. разг. Происшествие, событие необычного характера. — Вот какой случился с Рудиным анекдот. Малый академический словарь
  2. Анекдот — (франц. anecdote, от греч. anéкdotos — неизданный) короткий рассказ о незначительном, но характерном происшествии из жизни исторического лица. В современном словоупотреблении (с середины 19 в.) под... Большая советская энциклопедия
  3. анекдот — О к о м — ч е м. Анекдот о трех картах ... целую ночь не выходил из его головы (Пушкин). Управление в русском языке
  4. анекдот — Скверный анекдот (разг.) — неприятное происшествие, неприятность. ► И такой скверный анекдот, что сена хоть бы клок в целом хозяйстве. Гоголь. Фразеологический словарь Волковой
  5. анекдот — Короткий рассказ о замечательном случае. Выдумка Ср. "Анекдотом пахнет" (выдумкой). Ср. Он начал рассказывать анекдоты из своей жизни, как он начинал, чему выучился, сколько раз висел на волоске. Боборыкин. Китай-город. 1, 9. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  6. анекдот — АНЕКДОТ -а м. anecdote f. 1. Рассказ, история (первоначально о событиях тайных, затем о любопытных, достопамятных). Сл. 18. Слово сие само по себе значит дела, которые не были еще обнародованы и при произведении которых действующие желали тайности. Ян. Словарь галлицизмов русского языка
  7. Анекдот — АНЕКДОТ — по точному смыслу слова значит «неизданное» (греч. Ανέκδοτον). Первые следы употребления этого слова, как термина, мы находим в Византии. Словарь литературных терминов
  8. анекдот — Рассказ, басня, миф, вымысел Рассказывать анекдоты <�Как хотите, принимайте это за правду или за анекдот> ср. !! сказка см. >> выдумка, сказка Словарь синонимов Абрамова
  9. анекдот — Анекдо́т/. Морфемно-орфографический словарь
  10. анекдот — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? анекдота, чему? анекдоту, (вижу) что? анекдот, чем? анекдотом, о чём? об анекдоте; мн. что? анекдоты, (нет) чего? анекдотов, чему? анекдотам, (вижу) что? анекдоты, чем? анекдотами, о чём? об анекдотах... Толковый словарь Дмитриева
  11. анекдот — орф. анекдот, -а Орфографический словарь Лопатина
  12. анекдот — Армейский, банный (разг.), бородатый (разг.), веселый, гадкий, глупый, гнусный, грязный, двусмысленный, добродушный, едкий, забавный, злободневный, игривый, меткий, милый, мужской, неприличный, непристойный, нецензурный, остроумный, острый, офицерский... Словарь эпитетов русского языка
  13. анекдот — • Ароматный (Светлов). • Веселый (Зарин). • Забавный (Григорович). • Скабрезный (Маркевич, Тихонов, гр. Л. Толстой). • Скоромный (Григорович). • Смешливый (Боборыкин). • Тонкий (Светлов). Словарь литературных эпитетов
  14. анекдот — АНЕКДОТ -а; м. [от греч. anekdotos — неопубликованный]. 1. Один из жанров фольклора: короткий юмористический рассказ, обычно высмеивающий кого-, что-л. А. о ком-, чем-л. А. про кого-, что-л. Рассказывать а. Насмешить анекдотом. Знать много анекдотов. Толковый словарь Кузнецова
  15. анекдот — АНЕКДОТ м. греч. короткий по содержанию и сжатый в изложении рассказ о замечательном или забавном случае; байка, баутка. Толковый словарь Даля
  16. анекдот — Заимствовано из французского, куда попало из греческого, где anecdota означает "неизданное" – очень точное определение для передаваемых изустно коротких шуток. Этимологический словарь Крылова
  17. анекдот — анекдот м. 1. Короткий рассказ о каком-либо вымышленном событии, забавном случае. || Само это событие, сам этот случай. 2. Устный короткий рассказ с неожиданным остроумным концом. Толковый словарь Ефремовой
  18. анекдот — АНЕКД’ОТ, анекдота, ·муж. (от ·греч. anekdotos — неизданный). Вымышленный, короткий рассказ о смешном, забавном происшествии. Рассказывать анекдот. «Дней минувших анекдоты.» Пушкин. | Самое такое происшествие. Вот какой случился анекдот. Толковый словарь Ушакова
  19. анекдот — Судя по окончанию, из франц. anecdote, которое заимств. из греч. ἀνέκδοτα ["неизданное"] – ср. р. мн. ч. Этимологический словарь Макса Фасмера
  20. анекдот — Анекдота, м. [от греч. anekdotos – неизданный]. Вымышленный, короткий рассказ о смешном, забавном происшествии. Рассказывать анекдот. Дней минувших анекдоты. Пушкин. || Самое такое происшествие. Вот какой случился анекдот. Большой словарь иностранных слов
  21. АНЕКДОТ — АНЕКДОТ (от греч. anekdotos — неизданный) — .. 1) короткий рассказ об историческом лице, происшествии... 2) Жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая притча. Большой энциклопедический словарь
  22. анекдот — АНЕКДОТ, а, м. 1. Очень маленький рассказ с забавным, смешным содержанием и неожиданным острым концом. Рассказать а. Скабрёзный а. Политический а. 2. перен. Смешное происшествие (разг.). А. случился с кем-н. | уменьш. анекдотец, тца, м. (к 1 знач.). | прил. анекдотический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова