теонимическая лексика

Совокупность собственных имен божеств в плане их системной организации и взаимосвязи с нарицательными именами;

Т.л. образует систему обозначений, вступающих в различные типы категориальных отношений: многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, конверсии и т.п. В теонимике выделяется также категория семантического поля, включающая синтагматические, парадигматические, ассоциативно-деривационные, родо-видовые отношения.

В процессе классификации можно выделить следующие семантические группы теонимической лексики:

1) родовые названия богов различных уровней (бог, богиня, божество и др.);

2) имена богов высшего уровня (Зевс, Господь, Творец и др.);

3) имена богов более низкого уровня (Амур, Венера, Мельпомена, Морфей, Талия, Терпсихора, Фортуна, Эол, Прометей и др.);

4) названия классов божеств (ангелы, вакханки, музы, нимфы и др.);

5) собственные и нарицательные имена полубожественных персонажей человеческого происхождения (Адам, Ева, богородица и др.);

6) названия демонических персонажей (дьявол, сатана, демон);

7) названия существ и классов существ низшего уровня, нечисти (черт, бес, вампир, легион и др.);

8) названия деифицированных абстрактных понятий (душа, грех, благодать и др.);

9) названия неантропоморфных объектов:

а) животные (медведь);

б) растения (вырий, райское дерево, дуб, сосна, явор и др.);

в) элементы ландшафта (Олимп);

10) атрибуты и символы (лавры, венец терновый, крест и др.);

11) названия элементов космоса, Вселенной, стихий (Океан, Вода, Земля, Огонь, Воздух и др.);

12) названия объектов и понятий, связанных с богослужением, с особенностями ритуалов венчания, захоронения и т.п. (храм, церковь, монастырь, поп, протопоп, пономарь, икона и др.). Т.л. посвящена диссертация Мальсаговой М.И.

Источник: Словарь лингвистических терминов Жеребило на Gufo.me