информационная модель художественной речи

I. Ситуация общения:

1) общение со многими людьми через художественные произведения;

2) основные функции речи: эстетическая и коммуникативная;

3) основные задачи речи: используя художественный вымысел, нарисовать живую, образную картину;

передать читателю чувства, переживаемые автором, вызвать в душе читателя отклик на содержание произведения.

II. Стилевые черты:

1) конкретность;

2) образность;

3) эмоциональность.

III. Языковые средства:

1) средства, помогающие выразить конкретность высказывания: конкретная лексика;

единственное и множественное число существительных в конкретном значении;

глаголы совершенного вида как более конкретные по сравнению с глаголами несовершенного вида;

личные местоимения в конкретном значении;

2) языковые особенности, обусловленные образностью художественной речи: употребление слов в переносном значении;

обыгрывание многозначности слова;

использование синонимических средств всех языковых уровней;

синонимия глагольных времен;

глаголы с приставкой за- со значением начала действия;

полные прилагательные в художественных описаниях;

краткие прилагательные;

предложения с однородными членами в описании и повествовании;

сложносочиненные предложения в рассуждениях;

диалоги, прямая речь при создании живых, образных картин;

периоды;

3) языковые средства, передающие эмоциональность автора, направленную на контакт с читателем: интонация живой речи в связи с речевой характеристикой персонажей (выражение желания, побуждения, повеления, просьбы);

эмоционально-оценочная лексика;

торжественная лексика, разговорная, фамильярная;

предложения вопросительные, побудительные;

восклицательные предложения;

обратный порядок слов (инверсия);

односоставные предложения;

прямая речь;

несобственно-прямая речь. Рассматривая набор стилевых черт, мы можем заметить, что все эти элементы употребляются также и в других стилях. И все же принадлежностью художественного стиля их делает особая иерархия отношений внутри текста, передаваемая в данном случае информационной моделью художественной речи, и, в частности, направленность всех этих средств на раскрытие художественного вымысла, предстающего через набор асемантичных конвенций.

Источник: Словарь лингвистических терминов Жеребило на Gufo.me