жанр в теории текста

Объективный экстралингвистический фактор текстообразования. Жанроцентрическое направление актуально в современной коммуникативной лингвистике и сфере обучения [См.: Т.В. Шмелева, Т.В. Матвеева, М.Ф. Федосюк, В.Е. Гольдин, В.А. Салимовский, Л. Р. Дускаева и др.]. М.М. Бахтин определял жанры как "относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний" [Бахтин 1986: 255]. Границы жанра в данном случае связываются со сменой субъектов речи и смысловой законченностью. М.Ю. Федосюк считает, что "речевые жанры – это устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы не высказываний, а текстов". [Федосюк 1997: 104].

Среди жанров выделяют:

1) сообщение, приветствие, просьбу;

2) спор, беседу и т.п.;

3) рассказ, поэму, роман и др.

Называют жанры, ориентированные:

1) на гармоничное общение (комплимент, похвала, соболезнование и др.);

2) жанры, направленные на осложнение речевого контакта участников коммуникации (выговор, порицание, замечание и т.п.).

М.Ю. Федосюк дифференцирует:

1) жанры высказываний

2) жанры текстов.

М.М. Бахтин различал:

1) простые (первичные) жанры, характерные для непосредственного общения;

2) сложные (вторичные), выделяющиеся в рамках художественного, научного и других форм "культурного общения".

М.Ю. Федосюк выделил:

1) простые (элементарные) жанры (сообщение, похвала, приветствие и др.);

2) сложные (комплексные, состоящие из компонентов, каждый из которых является текстом определенного жанра:

а) монологические (утешение, убеждение, уговоры);

б) диалогические (дискуссия, спор, ссора).

Т.В. Шмелева дифференцирует жанры по цели:

1) информативные речевые жанры: сообщение, подтверждение, сомнение и др.;

2) оценочные: похвала, упрек, выговор и т.п.;

3) перформативные, связанные с ритуалами: приветствие, представление, знакомство и т.п.;

4) императивные, призванные содействовать осуществлению событий: просьба, совет, инструкция, приказ и др. В.А. Салимовский выделяет жанры академических текстов на функционально-стилистической основе. У него жанры речи выступают как "культурные формы (модели, образцы), в соответствии с которыми в текстах объективируются социально необходимые виды духовной деятельности" [Салимовский 2002: 204]. Он описывает жанровые формы как актуализацию "типового авторского замысла, соответствующего определенной социокультурной целеустановке, посредством некоторой системы коммуникативно-познавательных действий" [Там же: 204].

Л.Р. Дускаева классифицирует газетные речевые жанры на основе типовых целеустановок, рассматривая монологические, диалогические и макродиалогические типы текста.

За основу классификации Л.Р. Дускаева берет целеустановку диалога автора и читателя, выделяя:

1) информирующие жанры, направленные на отражение действительности: жанровые модели "Ход события", "Пространство действий", "Причины события", "Событие и его последствия";

2) оценочные жанры: "Оценка и прогноз общественных изменений", "Оценка последовательности и причин социальных действий, ведущих к изменениям";

3) побудительные жанры, включающие жанровые модели: "Определение целей и задач общественной деятельности", "Побуждение к выбору варианта решения общественной проблемы" и др. Сегодня один из самых распространенных жанров – это жанр рекламы, предполагающий прагматический характер текста, основная функция которого – воздействие на адресата и прямое или косвенное побуждение к определенным действиям.

Источник: Словарь лингвистических терминов Жеребило на Gufo.me