Талмуд

Устная Тора*, включающая Мишну*, Барайту или Тосефту ("мишнайот", не вошедшие в канон Мишны), Гемару (собственно Талмуд) и Агаду*.

Буквально:"учеба".

Во всей мировой литературе нет произведения, которое могло бы сравниться с Т., этим великим свидетельством еврейского гения, в котором заключен духовный труд более трех тысяч еврейских мудрецов разных стран и эпох.

Т. — гигантская энциклопедия иудаизма после-библейского периода, охватывающая его законы и правила, этику, религиозные идеи и фольклор. Нет такой области жизни, которую не рассматривал бы Т. Поэтому неверно называть Т. книгой законов в обычном смысле слова; кроме законов и комментариев к ним, в нем содержится масса сведений по юриспруденции, медицине, врачебной профилактике, земледелию и пр. и пр. Причем правовые вопросы Т. представлены не в виде постановлений или раз и навсегда решенных проблем, а в форме диспута между мудрецами. Таким образом, произведение предстает перед нами во всей живости и остроте ученых споров, ибо Т., как явствует из смысла этого слова, был вначале не книгой законов, а книгой-учебником, в которой собраны вся мудрость Израиля и мудрость народов, известная евреям того времени. В каждой отдельной части Т., называемой "трактат", собраны мнения мудрецов по одному или многим вопросам.

На первый взгляд, Т. представляет собою Мишну и комментарий к ней. На самом же деле, амораим* использовали сказанное в Мишне как основу для дальнейших исследований, зачастую уходя далеко от исходной темы. По окончании диспута на определенную тему часто переходят к другой, чтобы позднее вернуться к первой. Этот переход от темы к теме смягчает разногласия и выводы спорящих мудрецов и является одним из отличительных признаков Т. Другой отличительный признак — анализ каждого слова и каждой заповеди в Торе* и в Мишне и способ рассуждений, который иногда очень сложен и запутан.

Но время от времени прерывается логический анализ, и один из мудрецов повествует о чем-то из своей жизни, из жизни своего учителя или одного из царей или праотцев. Мы чувствуем душевное облегчение, внимая рассказу, полному веры в Единого Творца. Это — Агада! В ней много воображения, но много исторической правды, воспоминания древних дней, которые канули в забытье, и мудрец сумел извлечь из них зерно истины, а исследователь души человека — таинство еврейской души.

Велик и объем Т. Он занимает от пятнадцати до двадцати томов. Эта великая книга стала постоянным спутником нации во всех ее скитаниях. Изучение Т. стало обязанностью каждого еврея; и ребенка, которого лишь недавно начали обучать Торе, сразу приучали изучать Т.

До нас дошли два сборника Т.: Иерусалимский и Вавилонский.

Иерусалимский Талмуд

И.Т. не сохранился в полном объеме. Вероятно, многие главы его и целые трактаты затерялись. Тяжкие антиеврейские преследования, которые начались в Эрец Исраэль в начале IV века, не позволили тщательно проверить весь собранный материал, что было возможно только при участии многих мудрецов. Величайшие мудрецы покинули тогда Эрец Исраэль, а оставшиеся не были в состоянии выполнить эту задачу; поэтому большинство поздних мудрецов не приняли И.Т. Они считались с ним лишь постольку, поскольку он не противоречил Вавилонскому Т. На деле же был принят только В.Т., ибо он был отредактирован при участии множества мудрецов под руководством р. Аши и Равины.

Однако, если в Галахе* ощущается преобладание В. Т., в Агаде особое значение приобретает именно И.Т. Преследования, которым подвергались евреи, вызвали расцвет Агады. Потребность мучеников в утешении, униженных — в ободрении и отчаявшихся — в надежде побудила людей создать некий фантастический мир, который давал им то, в чем отказывала горькая действительность.

И.Т. написан на диалекте арамейского языка, который был разговорным языком в Галилее. И.Т. — подлинная сокровищница данных о земледелии в Эрец Исраэль того времени. Кроме того, он служит важным источником сведений о политическом положении в Эрец Исраэль и о взаимоотношениях между народом и властью.

Вавилонский Талмуд

Над составлением В. Т. трудились семь поколений амораим. Сравнительно спокойная политическая ситуация в Вавилонии позволила мудрецам тщательно и беспрепятственно обработать материалы, собранные в ешивах*. Вторую и последнюю редакцию Т. подготовил рав Аши. В юности он еще успел учить Тору в ешиве Рава* в Мехозе, а позднее много лет учился почти во всех ешивах Вавилонии. Ученый и состоятельный человек, приближенный ко двору персидского царя, уважаемый и почитаемый всем еврейским народом, он как нельзя лучше подходил для этой гигантской работы — редактирования Т. Его современники говорили о нем: "Со времен Рабби и до Аши не концентрировалось столько учености и величия в одном человеке". Успешному выполнению задачи способствовали его долголетие и то, что он возглавлял ешиву в течение шестидесяти лет. Он собрал вокруг себя всех молодых мудрецов, и они распространяли Т. по всей Вавилонии и сохранили его для грядущих поколений. Работу р. Аши завершил младший из его учеников, Равина, который добавил к труду своего учителя суждения мудрецов своего поколения.

Со смертью Равины редактирование Т. было окончено, хотя в последующий период, период савораим*, в него были внесены небольшие дополнения. По общепринятому мнению, тогда же, в конце V века, Т. был впервые записан. Первые его копии вышли, несомненно, из ешив Суры и Пумбедиты.

То важнейшее место, которое занимал Т. в жизни евреев, сделало его объектом нападок со стороны юдофобов. Ни одно произведение человеческого духа не подвергалось таким преследованиям и гонениям, как Т.: его текст цензурировался и урезался, его сжигали на кострах, запрещали его изучение и распространение. Т. еще не вышел в свет, а император Юстиниан, владыка Восточной Римской Империи, уже издал враждебный ему и полный злобы декрет, который положил начало истории беспрестанных многовековых преследований и запретов Т. Во 2-й половине XVI века шесть раз выносился европейскими судами приговор о сожжении Т. Антисемиты извлекают из него отрывки, места, вырванные из контекста, и используют их как свидетельство для обвинения евреев в самых невероятных грехах.

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Талмуд — I Та́лмуд Давид Львович [11(24).10.1900, Елизаветград, ныне Кировоград, — 8.2.1973, Москва], советский физико-химик, член-корреспондент АН СССР (1934). Член КПСС с 1940. Большая советская энциклопедия
  2. талмуд — -а, м. Собрание догматических религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в 4 в. до н. э. — 5 в. н. э. — О, Мендель-отец настоящий еврей! — говорили в городе. Малый академический словарь
  3. ТАЛМУД — ТАЛМУД – свод религиозно-правовых и религиозно-этических положений иудаизма, включающий Мишну и Гемару. В узком смысле слова Талмудом называют Гемару. Новая философская энциклопедия
  4. ТАЛМУД — ТАЛМУД (от древнееврейск. — изучение) — англ. Talmud; нем. Talmud. Собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в IV в. до н. э. — V в. н. э. Социологический словарь
  5. ТАЛМУД — (древнеевр., букв. — учение, изучение) — собрание догматич., религ.-этич. и правовых законоположений иудаизма, сложившихся в 4 в. до н. э. — 5 в. н. э. и составленных частью на др.-евр. языке, частью на диалектах арамейского. Советская историческая энциклопедия
  6. талмуд — Талму́д/. Морфемно-орфографический словарь
  7. Талмуд — Талмуд см. Мишна. Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. Талмуд — орф. Талмуд, -а (священная книга иудеев) и талмуд, -а (собрание догматических положений; толстая скучная книга) Орфографический словарь Лопатина
  9. талмуд — ТАЛМУД -а; м. [др.-евр. talmūdh наставление, свод правил от lāmadh — изучение]. 1. [с прописной буквы] Свод религиозных трактатов, содержащий основные религиозно-этические и правовые положения иудаизма (складывался с 3 в. до н.э. до 5 в. н.э. Толковый словарь Кузнецова
  10. талмуд — ТАЛМУД, а, м. 1. (Т прописное) В иудаизме: свод толкований Ветхого завета и предписания (религиозные, нравственные, бытовые), основанные на этих толкованиях. 2. перен. Начётничество, схоластика (во 2 знач.) (книжн.). | прил. талмудистский, ая, ое и талмудический, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова
  11. талмуд — Кодекс религиозных, бытовых и правовых предписаний иудейства, составленный в III в. до н.э. — v в. н.э. один из главных источников еврейского религиозного права. Большой юридический словарь
  12. талмуд — ТАЛМ’УД, талмуда, ·муж. (·др.-евр. talmud — учение). Свод правил и предписаний, составленный на основе толкований еврейских священных книг и регламентирующий религиозно-правовые отношения и быт верующих евреев. Толковый словарь Ушакова
  13. талмуд — ТАЛМУД м. толкования и дополнения раввинов жидовских к Ветхому Завету. Наши жиды талмудисты, а караимы или кераиты талмуда не признают. талмудный, к нему относящ. талмудическое толкованье. Толковый словарь Даля
  14. Талмуд — ("учение", "изъяснение") — основной памятник раввинской письменности, содержащий, кроме религиозно-правовых норм еврейства, все созданное еврейскими учеными в области теософии, этики, поэзии, истории, экзегетики, естествознания... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  15. Талмуд — (др.-евр., букв. – изучение) – собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в IV в. до н.э. – V в. н.э. Словарь по культурологии
  16. талмуд — (Евр.) Раввинские комментарии по еврейскому вероучению. Он состоит из двух частей: древняя, Мишна, и более современная, Гемара. Евреи, называя "Пятикнижие" писанным законом, называют "Талмуд" написанным или устным законом. (у.у.у. Теософский словарь
  17. Талмуд — Собрание законоположений иудаистской религии. Является основным богословским сборником иудаизма. Талмуд сформировался в течение многих веков, с IV века до н.э. до IV века н.э. Столетиями первоначальное содержание Талмуда передавалось от поколения к поко Краткий религиозный словарь
  18. талмуд — Талмуда, м. [др.-евр. talmыd – учение]. Свод правил и предписаний, составленный на основе толкований еврейских священных книг и регламентирующий религиозно-правовые отношения и быт верующих евреев. Большой словарь иностранных слов
  19. ТАЛМУД — ТАЛМУД (др.-евр., букв. — изучение) — собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в 4 в. до н.э. — 5 в. н. э. Включает Мишну — толкования Торы и Гемару — толкования Мишны. Большой энциклопедический словарь
  20. талмуд — 1. талмуд I м. Знания, оторванные от жизни; схоластика, начётничество, догматизм; талмудизм II II м. разг. Книга большого формата и объёма (обычно скучная). 2. Талмуд... Толковый словарь Ефремовой