Синедрион

(Сангедрин)

Слово греческого происхождения, означающее "совет", или "собор".

На таком большом собрании, состоявшем из вождей, священников и старейшин народа, Шим'он бен Матитьягу был избран президентом (Наси) и первосвященником навечно, то есть должности эти должны были передаваться по наследству от отца к сыну, пока не придет пророк Элиягу и установит царство Мессии* из рода Давида. Решение это начертали на медной доске, которую установили внутри храмовой ограды. С тех пор Совет Старейшин, или Великое Собрание, стал высшим органом власти, и во главе его — Наси и первосвященник, глава свободной Иудеи.

Этот Совет увековечен на монетах Иудеи под названием "Совет иудеев", а греческое его название — "Сангёдрин", или "Синедрион", вошло в еврейский язык и сохранилось до наших дней. Во главе С. встала первая "пара" — последние книжники — Иоси бен Йоэзер из Црейды и Йоси бен Иоханан из Иерусалима. Они принимали государственные постановления по весьма важным вопросам того времени, а также провозгласили соседние страны нечистыми, и стеклянные сосуды — скверной. Первое постановление было направлено против эмиграции, вызванной войной, а второе — к изоляции евреев от общения с языческим миром через ритуально нечистую посуду. С. называли иногда Верховным Судом; он окреп во времена Иоханана Гурканоса; функции и облик его менялись в соответствии с положением государства.

С. заседал в составе семидесяти одного судьи, и местом его пребывания был Иерусалим. Помимо этого, в каждом городе заседал суд в составе трех судей, и особые суды в составе пяти и семи судей. В крупных городах были Суды двадцати трех. В Иерусалиме, кроме С, было три Суда двадцати трех. И можно предположить, что С. состоял из членов этих трех судов, с участием Наси и Председателя суда, всего — семьдесят один человек. Наси председательствовал в этом Совете по всем вопросам, касавшимся принятия новых законов, мобилизации и провозглашения войны. Однако во всем, что касалось Верховного Суда и религиозных постановлений, председательствовала "пара" мудрецов, один из которых был Наси, а второй — глава суда (ав бейт-дин).

В состав С. входили мудрецы, священники, граждане знатного происхождения, известные судьи. Во времена первых правителей из династии Хасмонеев большую часть С. составляли, по всей вероятности, священники и аристократы, но со временем в нем возобладали мудрецы, знатоки законов из прушим*. Эти изменения в составе С. связаны с разногласиями между цдуким и прушим.

С. заседал в "Лишкат hа-Газит", рядом с Храмом*. Члены С. заседали полукругом, чтобы видеть друг друга; Наси — в центре, а старейшины — справа и слева от него. Заседания были ежедневными. По Субботам и праздникам старейшины преподавали Тору в Бейт мидраш (Дом Учения) на Храмовой горе.

Три обязанности лежали на С: законодательная, интерпретирование Торы и судебная. Последняя — была также прерогативой Суда двадцати трех, а две первые выполнялись в некоторой мере также низшими судами. Однако всякое сложное решение передавалось на рассмотрение Верховного Суда, а все законы и постановления общенационального значения исходили от Великого Сангёдрина: объявление войны, установление високосного года, определение начала месяца, проверка родословий Когенов и левитов и т. д. Кроме того, Великий С. судил лидеров нации, которые обвинялись в преступлениях. Сам Гордое (царь Ирод) предстал перед судом С.

Важнейшей из функций С. было комментирование законов Торы* и разрешение вопросов, по которым возникали сомнения. Все законодательство Иудеи было построено на законах Торы, которые не подлежали изменению, и С. должен был интерпретировать эти законы и применять их к повседневной жизни.

Власть С, во всем ее объеме, была упразднена примерно за сорок лет до разрушения Второго Храма. С. оставил "Лишкат hа-Газит" и заседал "в лавках" на Храмовой горе. В этот период С. уже не выносил решений по уголовным делам. После разрушения Второго Храма С. называлась Академия в Явне, во главе которой стояли Наси и Председатель суда. Основателем ее был раббан Иоханан бен Закай. После Явне Академия пребывала в Уше, Шфар'аме, Бейт-Шеарим, Циппори и Тверии.

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. синедрион — -а, м. Совет старейшин, высшее государственное учреждение с политическими и судебными функциями в древней Иудее. || перен. ирон., шутл. Совещание, судилище. Премудрый университетский синедрион порол дичь. Белинский, Письмо Н. В. Станкевичу, 2 окт. 1839. Малый академический словарь
  2. синедрион — орф. синедрион, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. Синедрион — 1) С. — это высший правительств. и судебный орган у иудеев в послепленный период (ср. надпись на монете Маккавея Иоанна Гиркана; см. Деньги, II). Еще персы предоставили евреям право самостоят. осуществлять судебную власть (Езд 7:25 и след.; ср. 10:14). Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. синедрион — Верховное судилище у древних евреев (из 72 членов) в Иерусалиме, которое является продолжением совета семидесяти, избранного Моисеем. Синедрион состоял из первосвященников, старейшин и законников. Краткий церковнославянский словарь
  5. Синедрион — (Мф 5:22, 26:59, Мк 14:55, 15:1, Лк 22:66, Ин 11:47, Деян 4:15, 5:21-41, 6:12-15, 22:30, 23:1-28, 24:20). Под словом синедрион разумеется верховное судилище Иудеев, находившихся в Иерусалиме... Библейская энциклопедия архим. Никифора
  6. синедрион — [совет старейшин в древней иудее (Ушаков) ] см. >> ареопаг, суд Словарь синонимов Абрамова
  7. синедрион — Синедри’он (греч. — совет, по Талмуду «бехдин» — дом суда) (Мат.5:22 ; Мат.26:59 ; Мар.14:55 ; Мар.15:1 ; Лук.22:66 ; Деян.4:15 ; Деян.5:21 ,27,34,41; Деян.6:12 ,15; Деян.22:30 ; Деян.23:1 ,6,15,20,28; Деян.24:20) — высшее судилище у евреев. Библейский словарь Вихлянцева
  8. синедрион — (иноск.) — собрание влиятельных людей Ср. В углу залы и недалеко от двери, на самом пути отступления, стояла и гневно сверкала глазами группа человек в двадцать... Две или три дамы злого вида только что выпорхнули из этого синедриона. Дружинин. Фразеологический словарь Михельсона
  9. синедрион — СИНЕДРИ’ОН, синедриона, ·муж. (·греч. synedrion). Совет старейшин в древней Иудеи, до падения Иерусалима выполнявший функции не только высшего религиозного учреждения у евреев, но и правительственного и судебного. | перен. Собрание, сборище (·шутл. Толковый словарь Ушакова
  10. синедрион — Синедриона, м. [греч. synedrion]. Совет старейшин в древней Иудеи, до падения Иерусалима выполнявший функции не только высшего религиозного учреждения у евреев, но и правительственного и судебного. || перен. Собрание, сборище (шутл. устар.). Большой словарь иностранных слов
  11. синедрион — синедрион м. 1. Совет аристократов и старейшин в Иерусалиме в III — I вв. до н.э. (после установления Римского господства — верховный суд Иудеи). 2. перен. Собрание, совет, судилище (обычно с оттенком ироничности или шутливости). Толковый словарь Ефремовой
  12. Синедрион — Высшее государственное учреждение и судилище евреев, находившееся в Иерусалиме и состоявшее из 71 или 72-х членов. По своему составу... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона