Надгробное слово

(Геспед)

Восхваления в честь усопшего, упоминающие добрые дела, совершенные им при жизни, и выражающие чувства печали и соболезнования. Еще в древности принято было оплакивать покойного, произносить надгробное слово. Авраам оплакивал Сарру, Иосеф — Яакова.

В Талмуде обсуждается вопрос: совершается ли оплакивание в честь покойника или же в честь живых. Вопрос этот возникал, если требовал человек перед смертью не произносить по нему надгробного слова, и галаха* обязывает нас выполнить его завещание. Но что касается праведников и благочестивых, запретивших в завещании своем надгробное слово, на основании речения мудрых: "Добрый знак для усопшего, если не оплакивали его", то установили позднейшие мудрецы не внимать их завещанию и оплакивать усопшего в синагоге и на кладбище, а только в доме его не оплакивать все семь дней траура. И принято было в седьмой день месяца Адар* (по преданию — день смерти Моше Рабейну) оплакивать всех выдающихся людей, скончавшихся в текущем году.

Есть дни, когда нельзя оплакивать умершего: в праздники и в другие установленные законоучителями дни.

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me