Кивот

1) или Ковчег Господень

(Арон hа-Шем)

Тора* и другие священные книги повествуют об особом и единственном в своем роде ларце — кивоте Господнем, который изготовил Бецальэль бен Ури бен Хур согласно указаниям, полученным Моше от Господа в пустыне Синай, и установил его в соборном шатре (скинии).

В К. хранились скрижали завета*, а по мнению некоторых — и осколки первых скрижалей (разбитых Моисеем), а также свиток Торы. Так как скрижали назывались также "скрижалями свидетельства", то и К. назывался "К. завета Господа", или "К. свидетельства".

К. сопровождал сынов Израиля в пустыне. Когда евреи переходили Иордан, лишь только ноги священников коснулись реки, ее воды повернули вспять из благоговения к К. В Эрец Исраэль К. был установлен в скинии в Шило, а затем в Кирьят Йеарим в течение двадцати лет. Оттуда царь Давид перевел его в Иерусалим, а сын его, царь Шломо (Соломон), после постройки Храма перенес К. в Святая Святых.

2) или Ковчег Святыни

(Арон hа-кодеш)

К., в котором находятся свитки Торы в каждой синагоге. Он стоит, обычно, у той стены синагоги, которая обращена к Храмовой горе. В Вавилонии, расположенной к востоку от Эрец-Исраэль, К. стоял у западной стены; в большинстве современных еврейских общин, находящихся к западу от Эрец-Исраэль, К. стоит у восточной стены синагоги. Но если по каким-то причинам К.С. отодвигают от восточной стены, то он ставится у южной.

Место К., и с ним вся восточная сторона считаются самыми почетными в синагогах. У К. молится кантор*, перед К. выступают раввин общины или даршан (проповедник), а общество, кроме сидящих у восточной стены, молится к нему лицом.

В дни, когда читают Тору, раскрывают К. и вынимают из него свиток Торы. Еще раскрывают К. при произнесении Песни почестей в субботы и праздники, "Авину, малкейну" ("Отец, Царь наш") в дни поста и при особых молитвах в "ямим нораим" ("грозные дни") и "гошана"* в Суккот*.

Во всех еврейских общинах принят обычай украшать К.С. нарядным, красиво вышитым занавесом. Традиция эта упоминается еще в Талмуде. Занавес этот называется "парохет". Это название связано, очевидно, с "парохет" в соборном шатре и в Храме. Принято устанавливать над К. модель скрижалей завета, на которой высечены два первых слова каждой из десяти заповедей*.

Открытие и закрытие К. считается важным обрядом и совершается обычно одним и тем же человеком. "Вынос Торы" сопровождается чтением библейских стихов "И было, когда К. продвигался..." (Чис. X, 35), "Ибо с Сиона выйдет Тора..." (Ис. II, 3) и "Благословен Господь" на арамейском языке (отрывок из книги Зогар ). "Внесение Торы" в К. также сопровождается чтением специально подобранных библейских текстов.

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. кивот — Ковчег завета — особый ящик, в котором хранились скрижали завета и другие ветхозаветные святыни. Краткий церковнославянский словарь
  2. кивот — орф. кивот, -а (устар. к киот) Орфографический словарь Лопатина
  3. кивот — Кив’от (церковнославянское киот, ящик) (1Цар.14:18) — ковчег завета. Библейский словарь Вихлянцева
  4. кивот — КИВ’ОТ, кивота, ·муж. см. киот. Толковый словарь Ушакова
  5. кивот — киво́т "рама со стеклом для икон", гиперистическое кио́т, диал. киво́ть, др.-русск. кивотъ (Стеф. Новгор., Лаврентьевск. летоп. и др.), ст.-слав. кивотъ κιβωτός (Супр.). Из греч. κιβωτός "ящик, ларь"; слово семитского происхождения; см. А. Мюллер, ВВ 1, 276; Фасмер, Гр.-сл. эт. 86; Бернекер 1, 506. Этимологический словарь Макса Фасмера
  6. кивот — См. киворий Толковый словарь Даля
  7. Кивот — (греч. Κιβωτός) — собственно деревянный ящик, поставец. У нас это слово употребляется для означения: 1) ящика, в который ставятся иконы, или рамы со стеклом для образа, 2) ковчега завета (см.), который назывался "К. завета", "К. сидения" (Исход, XXV, 10). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона