Душа

(Нефеш, руах, нешама)

Нефеш, руах, нешама — три синонима для обозначения Д. в Св. Писании. Чаще всего встречается слово "нефеш". Сначала слово "нефеш" обозначало всякое живое существо и употреблялось в связи со словом "хая" ("живая") (Быт. 1,20; 11,7 и др.); затем стало обозначать также личность, человеческий индивидуум. Слова "нефеш" и "нешама" буквально обозначают "дыхание". А при выдыхании явственно ощущается движение воздуха, похожее на ветер — "руах".

Вера в вечность Д. — один из важнейших принципов иудаизма со времен Талмуда*, о чем свидетельствует древняя молитва, которая приводится в трактате "Брахот": "Бог мой! Душа, которую Ты мне дал, — чиста; Ты создал ее во мне, Ты вдохнул ее в меня, и Ты хранишь ее внутри меня [...] Благословен Ты, Господи, возвращающий души в бренные тела". А в мидраше* Сифрей сказано о стихе: "Да назначит Господь, Бог духа всякой плоти..." (Чис. XXVII, 1.): из написанного вытекает, что всякий дух происходит от Него.

Тело и Д. пытаются обвинить друг друга в совершении грехов. Вот рассказ из Талмуда: Сказал Антонин р. Иегуде hа-Наси: тело и Д. могут избавить себя от суда. Каким образом? Тело скажет: Д. грешила, ибо с того дня, как она покинула меня, лежу я в могиле недвижимо, как камень, и не грешу. А Д. говорит: тело грешило, ибо с того дня, как я покинула его, витаю я в воздухе, словно птица. Сказал ему р. Иегуда: Приведу тебе притчу: Чему это подобно? — Царю из плоти и крови, у которого был прекрасный сад, и были в нем прекрасные плоды; и поместил он в саду двух сторожей, одного хромого, а второго слепого. Сказал хромой слепцу: прекрасные плоды вижу я в этом саду, ну-ка, усади меня на себя, сорвем их и съедим. Залез хромой на слепца, сорвали плоды и съели. Через некоторое время пришел хозяин сада и говорит им: "Где же прекрасные плоды?". Сказал ему хромой: "Разве есть у меня ноги, чтобы я мог добраться до них?". Сказал ему слепой: "Разве зряч я, чтобы увидеть их?". Что же сделал [царь] ? — Посадил хромого на слепца и судил их вместе. Так и Господь: приносит Д., помещает ее в тело и судит их купно (Санг., XCI).

Цдуким не верили в бессмертие Д., как не верили и в воскресение мертвых, и говорили, что существует только один мир. Поэтому, в противовес им. постановили произносить каждое утро молитву: "Властитель мой, душа, которую Ты дал мне..." (см. Прушим и цдуким*).

Вера эта особенно подчеркнута в трудах еврейских мудрецов Средневековья. Р. Саадья Гаон пишет в своей книге "Верования и мнения", что "Душа и тело созданы были вместе в начале Творения: "И создал Господь Бог человека из праха земли, и вдохнул в ноздри его живую душу" (Быт. 11,7); поэтому одна им награда и одна кара. Большая часть людей бессильна понять это. Некоторые думают, что кара и награда предопределены только Д., другие думают — что только телу". По мнению Саадьи Гаона, кара постигает тело и Д. вместе. Вера в бессмертие Д. — одиннадцатый догмат в "Тринадцати догматах веры"* Рамбама*.

Согласно сказанному в книге "Зогар"*, Д. человека — отражение высших сфер. Она связана с ними непрерывно, и связь эта вечна. Если Д. сходит в низший мир и соединяется с плотью тела, это не означает принижения Д. Напротив, это огромная заслуга ее: она выполняет великое назначение — участвует в акте Творения, поднимает все то, что находится с ней в контакте, на высшую ступень, освещает все светом Божьим, а затем сливается, излучая свет, с вечным источником света. Но только выполнив свое высокое назначение, возвращается Д. к своему источнику. "...Д. призываются к суду еще до того, как они приходят в мир, но не подлежат суду после того, как покидают мир. Сколько перевоплощений и таинственных деяний совершил Господь с душой! Сколько неприкаянных Д. странствует по этому миру и не могут проникнуть через завесу Его престола... И люди не знают и не чувствуют, какие метаморфозы проходят Д., словно камень, выпущенный из пращи" (Зогар II).

Д. праведников находятся в Божьих руках и стоят выше ангелов Божьих. Но если Д. столь возвышенны, почему они сходят в этот низший мир, и почему они покидают его? Чтобы выполнить возложенное на Д. обязательство и возвысить материальный мир Торой* и заповедями.

В учении Хабад говорится о двух Д. Одна облекается в плоть и кровь, чтобы дать жизнь телу, другая — частица Божества, или Божественная Д. Первая Д. состоит из четырех элементов: огня, воды, ветра и праха, от которых происходят все дурные качества человека: леность, гордыня, злоба и т. д. Но есть в этой Д. и добрые качества, например, восприимчивость к добру, милосердие, бескорыстие и т. д. Она часто называется животной, или естественной Д. Вторая Д. состоит лишь из двух элементов, огня и воды, порождающих жажду к постижению бесконечности, восторженность и духовное наслаждение (см. Хасидизм*).

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. душа — -и, вин. душу, мн. души, ж. 1. Внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п. Чужая душа потемки. Поговорка. Малый академический словарь
  2. ДУША — ДУША (греч. ψυχή, лат. anima) – одно из центральных понятий европейской философии. Появляется уже в пифагореизме: одно из немногих безусловно засвидетельствованных раннепифагорейских учений – учение о бессмертии души и метемпсихозе [МЕТЕМПСИХОЗ]... Новая философская энциклопедия
  3. ДУША — Религиозно-мифологическое представление, возникающее на основе олицетворения жизненных процессов человеческого организма. Понятие «Д. Мифологическая энциклопедия
  4. душа — Душ/а́. Морфемно-орфографический словарь
  5. Душа — (греч. psychē, лат. anima) понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Понятие... Большая советская энциклопедия
  6. душа — орф. душа, -и, вин. душу, тв. душой, мн. Орфографический словарь Лопатина
  7. душа — По душе (разг.) 1) в знач. сказуемого, кому-чему нравится, по вкусу. ► -Этот человек мне по душе. 2) в знач. нареч. совершенно искренно, чистосердечно. ► Скажи мне по душе, не ты ли заварил эту кашу? От (всей) души (разг.) — искренно, от доброго сердца. Фразеологический словарь Волковой
  8. Душа — В Библии слово «душа» имеет различные значения. По мере развития библ. религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл. I. В ВЗ Д. обозначается др.-евр. словом нефеш — «дышащая», «воздыхающая»; в Синод. пер. Библейская энциклопедия Брокгауза
  9. Душа — Понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на внутреннюю жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе... Педагогический терминологический словарь
  10. душа — Грудь Словарь воровского жаргона
  11. душа — Дух, сердце, грудь Дух бодр, плоть же немощна «Стеснилась грудь ее тоской» Пушкин «И щемит, и ноет, болит ретивое» Кольцов ср. !! глава см. >> воротила, глава, единица, руководитель, сердце, суть, человек см. Словарь синонимов Абрамова
  12. душа — Душ’а — чаще всего означает жизнь, свойства живого создания, как животного, так и человека (см. кровь), но иногда по отношению к человеку означает свойства его бессмертного духа, который нельзя убить (Мат.10:28). Библейский словарь Вихлянцева
  13. душа — сущ., ж., ??? (нет) чего? души, чему? душе, (вижу) что? душу, чем? душой, о чём? о душе; мн. что? души, (нет) чего? душ, чему? душам и душам, (вижу) что? души, чем? душами, о чём? о душах... Толковый словарь Дмитриева
  14. душа — Общеслав. Суф. производное (суф. -j-) от той же основы, что и духъ: хj > ш. См. дух. Религиозное значение — из ст.-сл. яз. Ср. искон. душа «ямочка над грудной клеткой» (у него за душой ничего нет), ни души «никого», обращение моя душенька и т. д. Этимологический словарь Шанского
  15. ДУША — (англ. soul; греч. ψυχη; лат. anima). 1. Д. — в этнологическом отношении. Верование или убеждение, что наша мысль, чувство, воля, жизнь обусловливаются чем-то отличным от нашего тела (хотя и связанным с ним, имеющим в нем свое местопребывание)... Большой психологический словарь
  16. душа — Черты характера, внутренний, психический мир человека; о человеке как носителе определенных свойств (в современном литературном языке употр. обычно в торжественной, поэтической речи). О положительных свойствах души. Словарь эпитетов русского языка
  17. душа — ДУХ — ТЕЛО Духовный — телесный Бакунин был все тот же, он состарился только телом, дух его был молод и восторжен. Герцен. Былое и думы. Мир весь во зле лежит; тело есть гроб и темница для духа; общество есть гроб для мудрости и правды. В. Соловьев. Словарь антонимов русского языка
  18. душа — • Ангельская (Козлов). • Ароматная (Гофман). • Безбрежная (П. Я.). • Безгрешная (Фофанов). • Безмятежная (Фруг). • Безоблачная (Козлов). • Беспечная (Ратгауз). • Бессменно-одинокая (Бальмонт). • Бесформенная, как облака (Горький). Словарь литературных эпитетов
  19. душа — ДУША -и, вин. душу; мн. души; ж. 1. По религиозным представлениям: духовная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, обитающая в теле человека (иногда животных, растений), покидающая его во время смерти... Толковый словарь Кузнецова
  20. душа — 1. ДУША ж. бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем знач. человек, с духом и телом; в более тесном: || человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; в смыслы же теснейшем: || жизненное существо человека... Толковый словарь Даля
  21. душа — ДУША, и, вин. душу, мн. души, душ, душам, ж. 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-н. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём... Толковый словарь Ожегова
  22. душа — ДУШ’А, души, вин. душу, мн. души, душам ·жен. 1. В религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших. Толковый словарь Ушакова
  23. душа — Общеславянское слово, образованное от той же основы, что и духъ. Этимологический словарь Крылова
  24. душа — душа I ж. 1. Энергетическая информационная субстанция, противопоставляемая телу и существующая вечно; высшая форма развития единого мирового начала (в идеалистической философии). Толковый словарь Ефремовой
  25. Душа — (гр. psyche, лат. anima) понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека; понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Словарь по культурологии
  26. ДУША — ДУША — понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе... Большой энциклопедический словарь
  27. душа — душа́ укр. душа́, ст.-слав. доуша ψυχή, πνεῦμα (Супр.), болг. душа́, сербохорв. ду́ша, словен. dúša, чеш. duše, слвц. duša, польск. dusza, в.-луж., н.-луж. duša. Из *duxi̯ā; см. дух. Знач. душа́ "крепостной человек" калькирует ср.-греч. ψυχή, ср. Этимологический словарь Макса Фасмера
  28. ДУША — ДУША (греч. psyche, лат. anima): 1. В религии под Д. понимается данная Богом бессмертная, духовная, бестелесная и независимая от тела сущность (природа) человека, его «двойник», активное начало, которое, находясь в теле... Новейший философский словарь