Бракосочетание

(Нисуин)

В разных книгах Библии можно найти указания на то, как происходило Б. в древности. Насколько можно заключить из этих текстов, родители выбирали своим детям жену или мужа. Авраам* послал раба своего Элиэзера привести жену Ицхаку*, а Элиэзер обратился с просьбой к родителям Ривки* отдать ее в жены сыну своего господина. Вместе с тем спрашивали сына или дочь о согласии. При заключении брака обращалось внимание на происхождение семьи. Общим стремлением было — породниться с почтенной семьей, например, с семьей Когена*, праведника, а также талмид-хахама (ученого). Семья жениха интересовалась размерами приданого, которое дадут родители невесты. Иногда невесте давалась рабыня для услуг. Лаван* дал по рабыне каждой из своих дочерей.

В день свадьбы совершалось торжественное шествие. Жених в сопровождении друзей шел к дому невесты. Оттуда он возвращался к себе домой, ведя невесту, сопровождаемую подругами. Жених был облачен в великолепные одежды, украшенные цветами, а на голове его красовался венец, "который сделала ему мать для свадьбы". Излишне добавлять, что и у невесты был очень нарядный вид — лучшие одежды и лучшие украшения.

В праздновании свадьбы участвовали все жители селения. Музыканты играли, танцоры плясали, и радостный гомон был слышен издалека. Семь дней продолжалось пиршество. В течение всего этого времени гости старались развлечь молодых подарками, пением и танцами. В Песне Песней* содержатся отрывки свадебных песен.

Друзья жениха развлекались разгадыванием загадок, подобно тому, как рассказывается о Шимшоне* (Самсоне) и его друзьях.

В эпоху Талмуда* различали две основные процедуры Б.: "обручение" и собственно свадебную церемонию, или "хупу".

Первая процедура, обручение, была связана с освящением, то есть передачей женихом невесте кольца или другого ценного предмета. Хотя с юридической точки зрения не имеет значения, какой текст освящения произнесен, все же был установлен единый текст.

Текст освящения в Иерусалимском Талмуде: "Будь мне женой по закону Моисея и евреев". В более поздний период был принят текст, упомянутый в Вавилонском Талмуде*: "Ты посвящаешься для меня этим кольцом по закону Моисея и Израиля". Перед обручением родители жениха и невесты или их покровители составляли брачное свидетельство, или ктубу. В ктубе записывалась сумма выкупа за невесту и другие условия брачного договора*. Обручение сопровождалось трапезой, на которой объявлялось: "Такая-то (имярек) посвящается сегодня". Общепринятым сроком между обручением и свадьбой было двенадцать месяцев. Однако во многих случаях, с согласия обеих сторон, этот срок был более продолжительным. Все это время жених посылал невесте специальные подарки — "сивлонот".

Кульминацией празднества была свадьба. Ее отмечали пиршеством и весельем, красочным шествием и музыкой. Свадебное веселье продолжалось семь дней. На невесту надевали лучшие украшения, а голову прикрывали, ибо запрещено замужней женщине появляться на людях с непокрытой головой.

В церемонию Б. входят: 1) составление ктубы, подписание ее и передача невесте; 2) хупа, то есть вход невесты в дом жениха, где они уединялись в отдельной комнате (хупа в виде балдахина появилась позднее); 3) благословения жениха и невесты семью благословениями.

Разумеется, вся семья делала все возможное, чтобы придать событию особый, торжественный характер. Жених и невеста были увенчаны венками, а невесту вносили в паланкине.

Самые уважаемые гости танцевали перед невестой и прославляли ее: "невеста красивая и приятная". Рассказывается об одном из величайших амораим*, что он танцевал с невестой на плечах. И рассказывается о царе Агриппе, что, проходя мимо свадебного шествия, он уступил дорогу, дабы не пошел народ за ним. Спросили его: "Почему ты это сделал?" Отвечал царь: "Я надеваю венец каждый день, а она будет носить венец только один час". И сказали хазал*: жених подобен царю. Свадебный подарок считался долгом гостя.

В наше время обычай несколько изменен. Обручение и бракосочетание совершаются одновременно под хупой (свадебным балдахином). После обручения зачитывают ктубу, а затем совершается обряд Б. В Субботу перед хупой жених восходит к Торе*, и его осыпают орехами, миндалем и изюмом.

В день свадьбы жених и невеста постятся (обычай этот не принят в большинстве сфардских общин), так как в этот день им прощаются все прегрешения. Под хупой произносят благословения над двумя бокалами вина. Один — для обручения, а второй — для свадебного благословения. После обручального благословения жених разбивает бокал в память о разрушении Храма.

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. бракосочетание — -я, ср. офиц. Обряд, церемония вступления в брак1. Малый академический словарь
  2. бракосочетание — орф. бракосочетание, -я Орфографический словарь Лопатина
  3. бракосочетание — см. >> брак Словарь синонимов Абрамова
  4. бракосочетание — Брак/о/сочет/а́/ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  5. бракосочетание — БРАКОСОЧЕТАНИЕ -я; ср. Офиц. Вступление в брак (1.Б.); церемония, сопровождающая этот акт. Дворец бракосочетаний. Торжественное б. Пригласить на б. гостей. Толковый словарь Кузнецова
  6. бракосочетание — БРАКОСОЧЕТАНИЕ, я, ср. (книжн.). Обряд, церемония вступления в брак1. Дворец бракосочетаний. Толковый словарь Ожегова
  7. бракосочетание — См. брак Толковый словарь Даля
  8. бракосочетание — БРАКОСОЧЕТ’АНИЕ, бракосочетания, ср. (·ритор., офиц. ·устар. ). Обряд вступления в брак. Толковый словарь Ушакова
  9. бракосочетание — бракосочетание ср. 1. Вступление в брак I 2. Церемония вступления в брак. Толковый словарь Ефремовой