Благословение при зажигании свечей

(Биркат hа-нерот)

Благословение над свечами и зажигание свечей в канун субботы, перед заходом солнца, в канун всех праздников и Судного Дня является заповедью для женщин. По мнению мудрецов, это способствует семейному покою и миру в семье, "ибо если нет свечей, то нет и мира, который теряется во мраке" (Шаб. XV, Раши*).

Строгое соблюдение этой заповеди объясняется стремлением отвергнуть учение цдуким* и караимов*, которые на основании стиха Торы: "Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в субботу" толковали, что нельзя освещать дом даже накануне субботы, заранее, и еврей должен проводить субботний день в темноте. Поэтому мудрецы установили обряд зажигания субботних и праздничных свечей и утвердили текст благословения: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас заповедями Своими и повелевший нам зажечь субботние (или праздничные) свечи". Это благословение произносится после зажжения, в противоположность другим благословениям, произносимым перед выполнением заповедей, так как благословение над свечами знаменует наступление субботы, а в субботу нельзя зажигать огонь. Поэтому прежде зажигают и заслоняют зажженные свечи руками или прикрывают глаза, а затем благословляют.

Обряд зажигания свечей в еврейском доме создавал атмосферу праздника и душевного покоя. Зажженные свечи возвещали наступление субботы, когда еврей может отдохнуть от забот, огорчений и унижений, которые омрачали его жизнь в течение всей недели. Свечи зажигают в той комнате, где будет трапеза.

В еврейской семье принято дарить невесте на свадьбу два подсвечника. Количество зажигаемых свечей не ограничено. Обычно замужняя женщина зажигает две свечи и добавляет еще свечи по числу детей.

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me