Шайтан

Сатана, лишившийся Божьей милости, далекий от истины, наносящий вред. Его зовут Иблис. Существуют и другие его имена: Карур, Васвс, Ханнас, Кяфир, Сагир, Марид, Таиф, Фатин, Мал'ун, Маз'ум, Мадхур, Макзу, Кафр, Хазул, Адувв, Мудилл, Марид. В Исламе шайтаном называется один из джиннов, который отказался поклониться первому человеку Адаму и был проклят за это Аллахом: «[Вспомни, Мухаммад,] как Мы сказали ангелам: "Падите ниц перед Адамом!" Все поклонились, кроме Иблиса. Он был из джиннов и ослушался воли своего Господа» (18: 50). Согласно аятам Корана 15: 28-42, когда Аллах создал первого человека (Адама), он приказал всем ангелам и джиннам поклониться ему. Все они выполнили Его приказ. Однако среди них был джинн по имени Иблис (сатана, дьявол), который, возгордившись, отказался повиноваться этому приказу, в то время как до этого он поклонялся Аллаху и выполнял все его повеления. Причиной этого была гордыня сатаны, который посчитал себя выше Адама по причине того, что он был сотворен из огня, а человек из глины. В результате этого Аллах проклял его за неповиновение Его воле и определил ему место в аду. Но сатана попросил у него отсрочку до дня Страшного суда и получил ее. Затем Аллах поселил Адама и его жену в раю. Они могли наслаждаться там всеми прелестями рая, но им было запрещено есть плоды одного дерева: «И Мы сказали: "О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не оказаться из неправедных» (2: 35). Однако шайтан обманным путем побудил первых людей съесть плод этого запретного дерева. Он сказал: «Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечными» (Коран, 7: 20). Тогда Адам и его жена съели запретный плод и "явилась пред ними их мерзость, и стали они шить для себя райские листья…" (Коран 7: 22). Аллах разгневался на них за это: «Разве не запрещал Я вам [есть плоды] этого дерева и не говорил вам, что шайтан — ваш явный враг?"» (Коран, 7: 22). Но, Адама и его жена раскаялись в совершенном грехе и Аллах простил их: «Они ответили: "Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон"» (Коран, 7: 23). После этого Аллах спустил Адама и его жену на землю уже прощенными: «[Аллах] сказал: "Низойдите из рая вы оба, и одни [из ваших потомков] да будут врагами других. Если вы по моей воле ступите на прямой путь, то тот, кто последует ему, не окажется ни в заблуждении, ни в бедствии» (Коран, 20: 123). Хотя возможно, что Адам и его жена и на земле продолжали молить Аллаха о прощении. С этого момента шайтан стал врагом человечества: «Воистину, шайтан — ваш враг и относитесь к нему как к врагу. Он зовет своих последователей к тому, чтобы они стали обитателями пылающего огня» (35: 6). Он сбивает с пути истинного всех людей, побуждает их к совершению грехов, идолопоклонству, бунту против Создателя. Однако, в то же время, шайтан не властен над людьми. Все греховные поступки люди совершают по своей воле. Против искренней веры в Аллаха, против сильной воли людей, шайтан и его воинство ничего не могут сделать. Шайтаны, во главе с Иблисом, пытались даже вселить сомнения в души посланников Аллаха, однако Аллах защитил их от дьявольских козней. Пророк Мухаммад говорил, что «при каждом человеке есть шайтан». Когда его спросили, а есть ли шайтан при нем, он ответил: «Да. Но Аллах дал мне силы справиться с ним и он подчинился мне» [Муслим («Мунафикун», 11), Ахмад ибн Ханбаль («Муснад», VI, 115)]. Шайтанами называются также все неверные джинны (сущности созданные из огня) и люди, которые составляют воинство Иблиса. Проклятый Аллахом Иблис является руководителем сонма шайтанов. Все они являются неверными, искушают людей и способствуют распространению неверия и грехов. В конце концов, Иблис, вместе со всем своим воинством шайтанов, войдет в ад: «Ввергнуты будут они и заблудшие в ад, а также все полчища Иблиса» (Коран 26: 94-95). Основными причинами, по которым человек может попасть под влияние шайтана, являются такие духовные пороки, как чувство безнадежности, лень, извращенное понимание любви, стремление к наживе любой ценой, гордыня, гнев, нерешительность, невежество, обман, ложь и т. д. Излечиться от этих пороков можно только путем искренней веры, постоянного поминания Аллаха, ощущением Его близости. Тех людей, которые достигли этих качеств, шайтаны начинают побаиваться и сторонятся их. По этому поводу пророк Мухаммад сказал Омару ибн Хаттабу: «О Омар ибн Хаттаб! Шайтан избегает встречи с тобой. Когда ты идешь по одной дороге, он обязательно сворачивает на другую» [Бухари («Фадаилю'ль-Асхаб», 6); Муслим («Фадаиль ас-Сахаба», 2); Ахмад ибн Ханбаль («Муснад», I, 171, 182)]. Шайтана также называют «раджим», т.е. побитый камнями, лишенный милости Аллаха. Это название упоминается упоминается в кораническом аяте (38: 76-77).

Источник: Ислам. Энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. шайтан — -а, м. 1. В мусульманской мифологии: злой дух, дьявол. Не дух коварства и обмана Манил трепещущим огнем, Не очи злобного шайтана Светилися в ущелье том. Лермонтов, Измаил-Бей. 2. прост. Употребляется как бранное слово. Малый академический словарь
  2. Шайтан — (араб.) в мусульманской мифологии злой дух, демон, дьявол, сатана. Большая советская энциклопедия
  3. шайтан — орф. шайтан, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. шайтан — Шайта́н/. Морфемно-орфографический словарь
  5. шайтан — см. >> бес Словарь синонимов Абрамова
  6. шайтан — шайтан , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  7. шайтан — Заим. в XVI в. из турецк. яз., в котором оно передает соответствующее арабск. слово с исходным значением «противник, враг». См. сатана. Этимологический словарь Шанского
  8. ШАЙТАН — (Shaitân) в мусульманской мифологии одно из имен дьявола (см. ИБЛИС), а также одна из категорий джиннов. Слово «Ш.» родственно библейскому термину сатана. По представлениям мусульман, каждого человека сопровождают ангел... Мифологическая энциклопедия
  9. шайтан — ШАЙТАН -а; м. [тюрк. шайтан из араб.] 1. В мусульманской мифологии: злой дух, дьявол. / Бранно. Шайтан тебя возьми! 2. У народов Севера и Сибири: родовой дух, тотем. Толковый словарь Кузнецова
  10. шайтан — У мусульман так называется "злой дух", "дьявол", а русским языком это слово было заимствовано в XVI в. из турецкого, где оно имеет значение "враг", В турецкий же оно попало из арабского. Этимологический словарь Крылова
  11. шайтан — ШАЙТАН м. татарск. черт, дьявол, бес, сатана. Астрх. стопар, заклев, храп, для задержки каната. Шайтанова скотина уф. коза (Наумов). Толковый словарь Даля
  12. шайтан — Шайтана, м. [араб]. В мусульманской мифологии злой дух, черт, дьявол . Большой словарь иностранных слов
  13. ШАЙТАН — ШАЙТАН (араб.) — в исламской мифологии злой дух, сатана. Большой энциклопедический словарь
  14. шайтан — 1. шайтан м. 1. простореч. Коварный человек; дьявол I 1. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. 2. Шайтан м. Злой дух; Дьявол (в исламской мифологии). Толковый словарь Ефремовой
  15. шайтан — шайта́н род. п. -а, вост.-русск. (Даль), укр. шайта́н. Заимств. из кыпч., казах. кирг., тат. šaitan, тур. šäitan "черт" от араб. šai̯ṭân (Литтман 31; Радлов 4, 928, 996); см. Мi. ТЕl. 2, 164; Преобр., Труды I, 84 и сл. Укр., блр. ша́тан, которые Преобр. Этимологический словарь Макса Фасмера
  16. шайтан — ШАЙТ’АН, шайтана, ·муж. (·тюрк. sajtan с ·араб. ). Чорт, дьявол. Толковый словарь Ушакова
  17. шайтан — ШАЙТАН, а, м. В исламской мифологии: злой дух, дьявол. Ш. тебя побери! (то же, что чёрт тебя побери; прост.). Толковый словарь Ожегова