Табиуны

Праведные мусульмане, которые были знакомы со сподвижниками пророка Мухаммада и получили от них религиозные знания. Согласно хадису от пророка, который приводится у Бухари и Муслима, поколение табиунов является самым лучшим после поколения сподвижников. Слово «табиун» употребляют дословно в значении подчинения, то есть в значении «подчиняющиеся сподвижникам». В Коране о поколении табиунов говорится: «Те, которые пришли после них, говорят: «Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах злобы к тем, которые уверовали...» (59: 10). Табиуны являются вторым поколением в Исламе после сподвижников. Их период продолжался приблизительно до 120 года хиджры, охватывал почти весь период правления династии Омейядов, характеризовался большим прогрессом мусульманского общества в науке и культуре. После них следует третье поколение «таба ат-табиун». Некоторые мусульманские улемы делят табиунов на несколько степеней. Самой наивысшей степени удостоились те, которые встречались с десятью сподвижниками пророка Мухаммада, которым при жизни был обещан рай (См. Ашира аль-Мубашшира). Поколение табиунов сыграло исключительную роль в деле сохранения и закрепления исламской традиции и первоисточников. Они также стали развивать исследования в области мусульманского права (фикха). Выдающимися мединскими правоведами из поколения табиунов были Саид ибн аль-Мусаййаб, Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ас-Сиддик, Урва ибн аз-Зубайр, Хариджа ибн Зейд ибн Сабит, Абу Салама ибн Абд ар-Рахман ибн Ауф, Убайдулла ибн Утба ибн Масуд и Абу Аййуб Сулейман ибн Йасар аль-Хилали. Однако самым известным правоведом из табиунов, предписания которого позднее легли в основу целой правовой школы, стал Абу Ханифа. Табиуны занимались также детальным исследованием Корана и его толкованием. Их мнение по тем или иным аятам даже принимается некоторыми поздними улемами в качестве доказательства. Первые школы толкования Корана действовали в Мекке, Медине, а также в Ираке. Одними из выдающихся толкователей Корана были Ата ибн Абу Рабах, Зейд ибн Аслам, Алкама ибн Кайс, Увейс ибн Зейд и многие другие. Большую работу табиуны проделали в деле сохранения устной традиции хадисов. Такие табиуны как Хасан аль-Басри, Ибн Шихаб аз-Зухри, Саид ибн аль-Мусаййаб, Саид ибн Джубайр Ибрахим ан-Нахаи и др. занимались также их записями. Ими также была впервые разработана методология отбора хадисов.

Источник: Ислам. Энциклопедический словарь на Gufo.me