"ШАХНАМЕ"

("Книга царей") — свод мифологич. и эпич. сказаний и ист. преданий ираноязычных народностей древности и раннего средневековья, куда включалась и хроника Сасанидов и в к-ром нашла свое завершение при Саманидах эпич. традиция иран. народов. Саманиды для объединения народов, входивших в их гос-во, обращали особое внимание на сбор древних героико-мифологич. преданий как из пехлевийских источников, так и из арабских, но в особенности устных, бытовавших среди дихканов и мобедов (зороастрийских жрецов). Одним из наиболее ранних сводов на перс. яз. была утраченная позже династийная хроника "Хвадай-намак". Из различных источников известны фрагменты или имена авторов следующих "Ш": 1) прозаическое "Ш.", законченное в г. Тусе в 957 по приказу и под наблюдением Абу Мансура Мохаммеда ибн Абда-р-разака, правителя Туса и Нишапура, военачальника Хорасана. Написанная на языке дари "Мансурова Ш." или "Абу Мансурова книга" содержала сведения о прошлом иран. народностей. Она легла в основу "Истории персидских царей" Саалиби и была использована Фирдоуси. Сохранилось предисловие к "Ш." Абу Мансура. 2) На яз. дари Абд-аль-Муаййадом Балхи незадолго до 963 было написано "Ш.", к-рое и использовал Балами в переводе с араб. "Истории" Табари. По поручению эмира Нух II Саманида (976-997) было начато переложение на стихи "Ш." Абу Мансура поэтом Дакики (ум. ок. 977). 3) Выдающимся произв. является "Ш." Фирдоуси, завершенное им к 994 и насчитывавшее св. 100 тыс. стихотворных строк. В дополнение к "Ш." Абу Мансура им были собраны более подробные сведения о прошлом иран. народов. Важнейшим источником для "Ш." Фирдоуси явились цикл сакско-согдийских сказаний о богатыре Рустаме, изложение к-рого заняло более одной трети всей поэмы; согдийско-хорезмийские легенды о Сиявуше и бактрийская легенда об Исфандияре. Из пехлевийской лит-ры заимствованы предания о сасанидском периоде. "Ш." Фирдоуси делится на 3 периода — мифологич., героич. и исторический. На протяжении всей поэмы иран. народы — сторонники доброй силы — борются против злой силы иноземных захватчиков. Включение в поэму ист. событий от похода Александра Македонского до араб. завоевания и смерти Йездегерда III дало возможность Фирдоуси воспеть идею борьбы народа за независимость родины на протяжении всей его истории. Сохранились также известия о существовании в прошлом еще двух "Ш.": Масуди Марвази (составлена до 966) и Абу Али Балхи (время написания неизвестно).

=====

Источн.: Фирдоуси А., Шах-Наме. Критический текст, т. 1-9, М., 1960-71 (Памятники литературы народов Востока. Тексты. Большая серия. Текст на яз. фарси).

=====

Лит.: Гафуров Б. Г., Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история, М., 1972; Бертельс Е. Э., История персидско-таджикской литературы, Избранные труды, (т. 1), М., 1960; Османов М.-Н. О., Фирдоуси. Жизнь и творчество, М., 1959.

=====

Ш. Ф. Мухамедьяров. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me