"МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ"

Политич. теория, сложившаяся в период образования Рус. централизованного гос-ва и обосновывавшая его самостоятельность. Мысль (или представление) о Москве как о новом центре мирового христианства впервые прозвучала в "Изложении пасхалии" митрополита Зосимы (1492), выражена в рус. Хронографе 1512 и особенно в посланиях псковского монаха Филофея (1520-30). По словам Филофея, "вся христианския царства... снидошася во Росейское царство, два убо Рима падоша, а третий (Москва) стоит". Позднее эта мысль была подхвачена в анонимной "Казанской истории", "Повести о двух посольствах" (1612-14). Моск. пр-во использовало теорию "М. — т. Р." для борьбы с попытками Ватикана распространить свое влияние на рус. земли, отстаивания независимости Рус. гос-ва и укрепления его авторитета. К кон. 17 в. эта теория постепенно выходит из употребления.

=====

Лит.: Малинии В., Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания, К., 1901; Чаев Н. С. "Москва — третий Рим", в политич. практике моск. пр-ва XVI в., ИЗ, т. 17, 1945; Лихачев Д. С., Национальное самосознание Др. Руси, М.-Л., 1945; Лурье Я. С., О возникновении теории "Москва — третий Рим", "ТрОДРЛ", т. 16, М.-Л., 1960; Масленникова Н. Н., К истории создания теории "Москва — третий Рим", там же, т. 18, М.-Л., 1962.

=====

А. Л. Гольдберг. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me