"ДРАНГ НАХ ОСТЕН"

(нем. "Drang nach Osten" — "натиск на Восток") — захватнич. политика нем. феодалов, а затем герм. бурж.-помещичьих и империалистич. кругов в Вост. Европе, а также реакц. лозунг и ист. и политич. концепция, имеющие целью идеологич. оправдание этой политики.

=====

Завоеват. походы на В., в земли слав. и прибалт. народов, были (наряду с походами на Ю., в Италию) главнейшим направлением внеш. политики герм. феод. гос-ва 10-13 вв. (см. в ст. Германия). Нем. феод.-колониальное наступление в течение 10-13 вв. привело к последоват. расширению границ нем. владений за Эльбу, Вислу, Неман и Зап. Двину. Жертвами этой захватнич. политики стали полабские славяне, пруссы, латыши и эстонцы. Завоевание сопровождалось частичным истреблением коренного населения, частичной его германизацией (полабские славяне, пруссы); захвач. терр. заселялись нем. колонистами. Завоеватели нанесли значит. ущерб также Польше, Чехии, Литве и Руси. Активную роль в завоевании слав. и прибалт. земель играла католич. церковь, прикрывавшая захватнич. цели нем. феодалов религ. лозунгом борьбы за "обращение язычников". В покорении народов Прибалтики гл. роль играли нем. духовно-рыцарские ордена — меченосцы, Тевтонский орден и вост. его ответвление — Ливонский орден. Завоеватели встречали ожесточ. сопротивление и не раз терпели поражения, но преграду их продвижению первой воздвигла Русь — разгром нем. рыцарей в Ледовом побоище 1242 закрыл для них дорогу на В. На территории полабских славян возникли нем. феод. кн-ва (Мекленбург, Бранденбург, отчасти также Саксония и др.); обширные терр. в Прибалтике захватил Тевтонский орден. Орден высасывал соки из покоренных народов, в течение двухсот лет грабил литов. Жемайтию, непрестанно угрожал Новгородско-Псковской земле, воевал против Польши. В Грюнвальдской битве 1410 ордену был нанесен сокрушит. удар. С 17 в. экспансию на В. стало осуществлять Бранденбургско-Прусское гос-во (см. Пруссия). Экспансионистская политика Бранден- бургско-Прусского гос-ва, бурж.-помещичьих кругов Пруссии, а затем империалистич. кругов фаш. Германии в отношении стран Вост. Европы явилась фактич. продолжением политики "Д. н. О.". Нем. "Д. н. О." находил идеологич. оправдание в трудах нем. реакц. историков и политиков. Уже нем. средневек. хронисты (Видукинд, Титмар Мерзебургский, Гельмольд, Петр Дусбургский и др.) славословили рыцарский разбой, истребление славян и прибалт. народов и захват их земель. Возникшая у средневек. хронистов идея культуртрегерской миссии немцев в Вост. Европе в 60-х гг. 19 в. была распространена пангерманистами на русских и на Россию. Университетские ученые из Пангерманского союза, такие зачинатели нем. геополитики, как Ф. Ратцель и К. Хаусхофер, основатели "остфоршунга" Т. Шиман и др., стояли у истоков совр. концепции "натиска на Восток". Славян стали изображать дикарями, лишенными самостоят. культуры и способностей к гос. творчеству, Россию — как страну, издревле враждебную "Европе", "европ. цивилизации", Германию же, напротив, — как "организатора Европы", а Тевтонский орден — как европ. культуртрегера, как некое олицетворение славяно-балтийско-немецкой "общности судеб". Прусско-юнкерская концепция "натиска" широко использовалась герм. империализмом во время 1-й мировой войны. Дополненная антикоммунизмом, геополитикой и расизмом, она нашла своего трубадура в лице О. Шпенглера, а затем стала "символом веры" герм. фашизма. А. Гитлер писал: "если хотеть земель (Grund und Boden) в Европе, то в целом этого можно достигнуть только за счет России. Тогда новая империя должна вновь двинуться в поход по пути прежних рыцарей Ордена, чтобы немецким мечом добыть пашню немецкому плугу, нации же — насущный хлеб" (Hitler A., "Mein Kampf", Münch., 1933, S. 154). Фаш. историки (Г. Обен, А. Бракман, И. Халлер и др.) распространяли взгляды о якобы "исконных правах" Германии на Вост. Европу, готовя герм. общественное мнение к борьбе за мировое господство. После победы Окт. социалистич. революции политика "Д. н. О." приобрела антисов. характер.

=====

Провал попыток герм. империализма установить свое мировое господство (разгром в 1-й и 2-й мировых войнах) и изгнание нем. агрессоров из завоеванных ими земель на В. Европы нанесли удар по концепции "Д. н. О.", основанной на пропаганде идеи о культурном и расовом превосходстве нем. нации. В свою очередь историки социалистич. стран с позиций марксизма-ленинизма разоблачили псевдонауч. сущность фаш. системы взглядов, включая и концепцию "Д. н. О.". Однако в условиях усиления реваншизма и милитаризма в Зап. Германии возрождается старый лозунг "Д. н. О."; он становится офиц. политикой империалистич. кругов ФРГ, стержневой идеей совр. зап.-герм. "остфоршунга". Однако, понимая, что настаивать на утверждениях, безнадежно устаревших, значит обрекать себя на быстрое поражение в идейно-политич. борьбе с коммунизмом, совр. зап.-герм. "остфоршеры" прибегают к маскировке. В соч. В. Шлезингера, Г. Людата, М. Хельмана, Г. Штёкля и ряда др. влият. историков ФРГ выдвинут и отстаивается взгляд, будто "натиск на Восток" нем. феодалов — это "ист. легенда": в действительности было лишь вызванное перенаселенностью "вост. движение" нем. народа, приведшее (не без применения силы с обеих сторон) к экономич., политич. и культурному симбиозу нем. и ненем. элементов. Поскольку реакц. империалистич. круги ФРГ ведут политику возрождения герм. милитаризма в рамках "Объединенной Европы", то и усовершенствованная концепция "Д. н. О." получила "интегральную" окраску. "Вост. движение" объявляется уже не продуктом "нем. духа", как ранее, а порождением общеевроп. истории: завоевания на В. объявлены миссией всего "Запада", а Тевтонский орден — его "интегральной" частью. Орден — "бастион Европы" — так сформулировал эту мысль зап.-герм. историк В. Губач. Концепция "Д. н. О." — одно из наиболее ярких проявлений общего идейного кризиса буржуазной историографии, к-рую империалисты превратили из средства познания в орудие своей политики.

=====

Лит.: Вольфсон С., Расовые "теории" герм. фашизма, в сб.: Против фаш. мракобесия и демагогии, М., 1936; Грацианский Н. П., Нем. Drang nach Osten в фаш. историографии, в сб.: Против фаш. фальсификации истории, М.-Л., 1939; Зутис Я., Очерки по историографии Латвии, ч. 1, Рига, 1949; Пашуто В. Т., Так называемое "изучение Востока" — идеология зап.-герм. реваншизма, "ВИ", 1959, No 3; его же, Истоки нем. неофашистской концепции истории России, там же, 1962, No 10; Пашуто В. Т., Салов В. И., Хорошкевич А. Л., Против фальсификации истории нашей Родины нем. реваншистами, М.,1961; Хвостов В. М., Герм. экспансия на Восток, её история и идеологич. корни, "ННИ", 1961, No 3; Kuczónski J., Studien zur Geschichte des deutschen Imperialismus, Bd 2 (Propaganda-Organisationen des Monopolkapitals), В., 1950; Gentzen F. H., Wolfgramm E., "Ostforscher" — "Ostforschung", В., 1960; Goguel R., Über Ziele und Methoden der Ostforschung, в сб.: "Ostforschung und Slawistik", B.,1960; Auf den Spuren der Ostforschung, Lpz., 1962. См. также ст. Пруссия, Германия, Полабские славяне, Тевтонский орден и лит. к ним.

=====

В. Т. Пашуто. Москва.

—***—***—***—

Дранг нах Остен (X — начало XV вв.)

"ДРАНГ НАХ ОСТЕН"

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me