ЭПИКУР

('Epixoyros) (341-270 до н. э.) — др.-греч. философ-материалист. Род. на о. Самос в семье школьного учителя. Ок. 309 начал учить философии в Колофоне, Митилене, Лампсаке. В 306 вместе с учениками переселился в Афины (где прожил до самой смерти) и основал филос. школу — "Сад" (по имени Э. — эпикурейская школа), просуществовавшую до нач. 6 в. н. э. и ставшую гл. центром антич. материализма и атеизма. Свое учение Э. излагал в беседах, многочисл. письмах и сочинениях. Им было написано ок. 300 сочинений, большая часть к-рых не сохранилась. Филос. система Э. включает физику (учение о бытии), канонику (учение о познании), этику (учение о нравственности). В физике и канонике Э. разработал материалистич. учение. Важнейшим его элементом является принцип сохранения материи: ничто не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего, помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменение. Вселенная бесконечна и существует вечно; осн. элементы мироздания: атомы — первоначальные материальные тела и пустота — занимаемое ими пространство. Атомы неделимы, неизменны, неуничтожаемы. К свойствам атомов Э. относил форму, величину и вес. Мысль Э. о свободном отклонении атомов в пространстве, высоко оцененная К. Марксом и В. И. Лениным, была попыткой найти имманентный материи источник движения и изменения; в этом состояло существенное отличие натурфилософии Э. от атомистич. теории Демокрита. Э. отвергал "мир идей" Платона и "первый двигатель" Аристотеля. Количество миров во Вселенной бесконечно, они возникают в разное время из первоначальных скоплений материи. Э. отстаивал тезис о материальности, телесности и, следовательно, смертности души, сущность к-рой заключается в движении атомов в теле. Смерть есть совершенно новое, бесчувственное состояние тела. Э. признает существование богов — блаженных и бессмертных, живущих в пространствах между мирами и не вмешивающихся в земные дела; в учении Э. боги выступают как некий этич. идеал. Боги же, почитаемые народом, — вымышленные существа, а религ. представления не имеют под собой почвы. В своем этич. учении (или практич. философии), непосредственно связанном с физикой и каноникой, Э. стремился найти пути к счастливой жизни. Счастье, по Э., состоит в удовлетворении естественных и необходимых потребностей, желаний, в удовольствии, к-рое он видел не в чувственном наслаждении (как философы-киренаики), хотя и не отвергал их, а в отсутствии страдания. Достижение удовольствия есть условие обеспечения счастливой жизни, ведущей к невозмутимости, безмятежности (атараксии), включающей и здоровье тела, и спокойствие духа. Важное место в этике Э. занимают категории справедливости, дружбы и мудрости. Понимая относительность справедливости, он сводил ее к тому, чтобы не вредить другому и не терпеть вреда от других. Учение Э. о дружбе носит утилитаристский характер: в основе дружбы лежит личная выгода индивида. Подлинная дружба, по Э., порождается мудростью: мудрость — благо смертное, а дружба — благо бессмертное. Мудрость Э. рассматривал как врачебное искусство, исцеляющее людей от душевных страданий. Учение Э. было высоко оценено К. Марксом в его докторской дисс. "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 17-98) и в "Тетрадях по истории эпикурейской, стоической и скептической философии" (там же, с. 99-215). В. И. Ленин подчеркивал огромное значение Э. и его школы в борьбе против религии и идеализма.

=====

Соч. в рус. пер., в кн.: Маковельский А. О., Древнегреч. атомисты, Баку, 1946; Столпнер Б. Г., Юшкевич П. С, История материализма, т. 1, ч. 1, М., 1927; Материалисты Др. Греции. Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура, М., 1955.

=====

Лит.: Шакир-заде А. С., Эпикур, М., 1963; Поварков Я. Я., Четыре проблемы Эпикура, "ВФ", 1966, No 8; Bailey С., Epicurus, Oxf., 1926; Diano C. (ed.), Epicuri ethica, Florentiae, 1946; Gigon O., Epicurus, Z., (1949); Cresson A., Epicure. Sa vie, son ceuvre avec un exposé de sa philosophie, (2 éd.), P., (1959); Müller R., Die epikureische Gesellschaftstheorie, В., 1972.

=====

A. С. Шакир-заде. Баку.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Эпикур — (Epíkuros) (342—341 до н. э., о. Самос, — 271—270 до н. э., Афины), древнегреческий философ-материалист. С 306 жил в Афинах, где основал философскую школу («Сад» Э. — см. Эпикуреизм). Из большого наследия... Большая советская энциклопедия
  2. ЭПИКУР — ЭПИКУР (Ἐπίκουρος) (341/342 – 271/270 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель эпикуреизма [ЭПИКУРЕИЗМ] – философского учения, популярного в Античности и имевшего последователей и почитателей в Новое время. Родился на о.Самос в семье афинянина. Новая философская энциклопедия
  3. эпикур — Любитель еды и вина *** Кулинарный словарь
  4. Эпикур — (Эпикорос) Имя древнегреческого философа, жившего в IV в. до н. э. Согласно еврейской традиции, он отрицал бессмертие души и высшим проявлением счастья считал земные наслаждения. Энциклопедия иудаизма
  5. эпикур — ЭПИКУР а, м. épicure m. Ученик Эпикура; эпикуреец. Знаю еще разсуждения епикуров всех, что мы самая малая и тонкая пыль в воздухе. Кантемир Письмо 9. // К. 1868 2 85. Епикуры бо роскошное житие похваляют, а прочие философы житие добре любят. Апофегм. 79. Словарь галлицизмов русского языка
  6. Эпикур — • Epicūrus, Έπίκουρος основатель названной по его имени эпикурейской философии или школы эпикурейцев (Epicurei, Έπικούρειοι), из аттического дема Гаргетта, родился в 342 г. до Р. X. Словарь классических древностей
  7. Эпикур — орф. Эпикур, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. ЭПИКУР — (341-270 до н. э.) — древнегреч. философ. Разделял атомистическое учение Демокрита о душе с определенными поправками, которые касались возможности самопроизвольного отклонения атомов. Соответственно... Большой психологический словарь
  9. ЭПИКУР — ЭПИКУР (341-270 до н.э.) — древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной философской школы «Сад Э.». Написал около 300 сочинений. Новейший философский словарь
  10. ЭПИКУР — ЭПИКУР (341-270 до н. э.) — древнегреческий философ. С 306 — в Афинах, основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе) — канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. Большой энциклопедический словарь
  11. Эпикур — Эпикур (341—270 до н. э.), древнегреческий философ. С 306 в Афинах, где основал философскую школу («Сад Эпикура»). Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. Большая биографическая энциклопедия
  12. Эпикур — Создатель одного из значительнейших нравственных учений древности и основатель одной из главнейших афинских философских школ, которая носит его имя. Он был сын афинянина Неокла и родился в 342 г. до Р. Хр. на о-ве Самосе. Мы мало знаем о его молодости. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона