ШИИЗМ

(от араб. ши'а — группа приверженцев, партия) — одна из двух гл. ветвей в исламе (вторая — суннизм). Зародился в 7 в. в Халифате при халифе Османе (644-656) в обстановке острой политич. борьбы. Сначала Ш. был только политич. партией, к-рая выступала в защиту прав Али (двоюродного брата и зятя Мухаммеда) и его потомков от Фатимы, дочери пророка, на имамат-халифат. Потерпев поражение в борьбе за политич. власть, Ш. к сер. 8 в. сложился в особое течение в исламе. Общим догматом Ш. было признание исключит. права Али и его потомков (Алидов) на духовное и светское руководство в мусульм. мире и непризнание Абу Бекра, Омара I, Османа, Омейядских и Аббасидских халифов (см. Омейяды, Аббасиды). На почве споров о числе имамов и личности последнего из них Ш. в 7-9 вв. раскололся на неск. сект: кайсанитов, зейдитов, имамитов, исмаилитов; позднее из них возникли более мелкие секты и подсекты.

=====

Кайсаниты, вероятно, произошли от Кайсана Абу Амра или другого Кайсана — активных участников восстания в Куфе в 685-687 против омейядского халифа Абд-аль-Малика (685-705), считали четвертым имамом брата Хусейна — Мухаммеда ибн аль-Хана-фийю (сына Али от рабыни). Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Зейдиты (по имени внука Али — Зейда, к-рого они считают пятым имамом) выступали сторонниками создания теократич. гос-ва во главе с имамом, избранным из Алидов. Восстания зейдитов (в Ираке — 739/740 и 814/815, в Хиджазе — 762/763 и 786) поддерживались нар. массами. Гос-ва зейдитов были в Марокко (Идрисиды), в Йемене (10 в.- 1962), в Гиляне и Табаристане (864-928). Имамиты (иначе — иснаашариты, букв, "дюжинники", или "двенадцатиричники") признавали 12 имамов: Али, Хасана, Хусейна, Зейн аль-Абидина Али, Мухаммеда аль-Ба-кира, Джафара ас-Садика, Мусу аль-Казима, Али ар-Ризу, Мухаммеда Джавада ат-Таки, Али ан-Наки, Хасана аль-Аскари и Мухаммеда аль-Махди, к-рый, по преданию, будучи ребенком, исчез без вести между 874 и 878 (существование этого мальчика-имама вызывает сомнение) и к-рого имамиты считают "скрытым имамом". Имамиты верят в возвращение этого двенадцатого имама, к-рый должен якобы установить на земле царство справедливости. В ср. века эта часть учения имамитов находила горячий отклик среди угнетенного крестьянства Ирана, Сирии, М. Азии, Йемена. Учение имамитов в сочетании с суфизмом было идеологич. оболочкой нек-рых нар. движений в 13 -15 вв. (сербедары, сеидов движение и др.). В сер. 8 в. от имамитов отделились исмаилиты. Нек-рые шиитские секты именовали их "крайними" (гулат, от араб. гали — выходить из пределов, преувеличивать) за отход не только от ортодоксального ислама, но и от умеренного III. Исмаилитам свойственны учение о воплощении божества в пророках и имамах, культ обожествленного имама Али, вера в переселение душ, разделение верующих на посвященных и непосвященных, своя обрядность. Нек-рые гулат участвовали в антифеод, движениях 14-15 вв. (хуруфиты, последователи Мушаша).

=====

В обрядовой практике и в праве Ш., за исключением исмаилизма и близких ему течений, немногим отличается от суннизма. Шииты признают сунну с нек-рыми изменениями (они отрицают те хадисы, к-рые восходят к противникам первого имама Али). В то же время шииты признают право Алидов на часть милостыни. Кроме Мекки и Медины они, в отличие от суннитов, совершают паломничество и в Кербелу, Неджеф, Казимейн, а имамиты также в Самарру, Мешхед и Кум (места погребения имамов и их родичей). Шииты не считают офиц. редакцию Корана безупречной, в отличие от суннитских хадисов они имеют свои предания — ахбар; они восприняли учение мутазилитов об отсутствии божеств, предопределения и свободе воли человека. Шииты (кроме зейдитов и кайсанитов) признают непогрешимость имамов, передаваемую от одного имама к другому; большинство шиитов допускает необходимость иджтихада — личного мнения, складывающегося у ученых — муджтахидов при обсуждении мусульм. законов, "благоразумное скрывание" (такыйя или китман) — притворное отречение от своих религ. убеждений в условиях опасности; право имамитов признает законным врем. брак.

=====

В результате многовековых преследований в Ш. сложился культ мученичества и святых мучеников.

=====

Ш. исповедуют (в различных формах) в Иране (гос. религия), Йеменской Арабской Республике (большинство населения), в Индии, Пакистане, Сирии, Юж. Ираке, нек-рых р-нах СССР (гл. обр. в Азербайджане).

=====

Лит.: Крымский А. Е., История Персии, ее литературы и дервишеской теософии, т. 1-3, М., 1909-17; Смирнов К., Персы. Очерк религий Персии, Тифлис, 1916; Беляев Е. А., Мусульм. сектантство, М., 1957; его же, Арабы, ислам и араб. халифат..., М., 1965; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV вв., Л., 1966 (лит.); Али АсгарХикмет, Нох Гуфтар дар Тарихе-адйан (Девять лекций по истории религии), т. 1-2, Шираз, 1960/61; Ballie N. В., A digest of Moohummadan law, t. 2, Lahore, 1965; Goldziher J., Beiträge zur Literaturgeschichte der Shi'a..., W., 1874; Wellhausen J., Die religiös-politischen Oppositionsparteien in alten Islam, В., 1901; Canon Sell, Ithna Ashariya or the twelwe Imams, Madras, 1923; Donaldson D. M., The Shi'ite religion, L., 1933; Sadighi G., Les mouvements religieux iraniennes, P., 1938; Hollister J. N., The Shi'a of India, L., 1953.

=====

И. П. Петрушевский. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Шиизм — (от араб. ши’а — секта, партия, группа приверженцев) одно из двух, наряду с Суннизмом, основных направлений в исламе. Зародился в 7 в. в Арабском халифате как группировка, выступавшая в защиту прав Али и его потомков от Фатимы (См. Большая советская энциклопедия
  2. шиизм — -а, м. Направление в исламе, признающее коран, но отвергающее большинство положений сунны. [От араб. šī`a — приверженцы, партия] Малый академический словарь
  3. ШИИЗМ — ШИИЗМ (араб. шӣ‘а – приверженцы, сторонники) – второе (после суннизма) крупное течение ислама [ИСЛАМ], приверженцы которого составляют 10–15% всех мусульман. Новая философская энциклопедия
  4. шиизм — орф. шиизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. шиизм — Ши/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  6. Шиизм — Приверженцы различных религиозных течений в Исламе, которые считают Али ибн Абу Талиба и его потомков (Алидов) единственными законными халифами, религиозными руководителями и духовными наставниками. Ислам. Энциклопедический словарь
  7. шиизм — ШИИЗМ а, м. chi'isme m. <�араб. приверженцы, партия. Направление в исламе, признающее коран, но отвергающее сунну и суннитских халифов. БАС-1. — Лекс. БСЭ-2: шиизм. Словарь галлицизмов русского языка
  8. шиизм — ШИИЗМ -а; м. [от араб. ši'a — приверженцы, партия] Одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений ислама, признающее Коран источником веры, но отвергающее большинство положений сунны. ◁ Шиитский (см.). Толковый словарь Кузнецова
  9. Шиизм — (араб. ши`а – группа приверженцев) – одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в VII в. Шиизм – государственная религия в Иране, Йемене, распространен в Ираке и др. государствах. Словарь по культурологии
  10. Шиизм — Второе по значимости направление в исламе после суннизма. Первоначально сформировалось в виде политической партии, признававшей четвертого халифа, Али, зятя Мухаммеда, в качестве его законного преемника, и отвергавшая династию Омайядов. Затем преобразов Краткий религиозный словарь
  11. ШИИЗМ — ШИИЗМ (от араб. ши'а — группа приверженцев) — одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в 7 в. на почве споров о числе имамов и личности последнего из них. Шиизм раскололся на несколько сект. Большой энциклопедический словарь
  12. шиизм — шиизм м. Одно из двух основных (второе после суннитов) направлений в исламе, признающее только Коран и отвергающее большинство положений Сунны. Толковый словарь Ефремовой