ХАРИДЖИТЫ

(от араб. хаваридж, букв. — вышедшие, возмутившиеся, мятежники) — приверженцы одной из наиболее ранних мусульм. сект. Движение X. зародилось в период острой борьбы за власть в Халифате между халифом Али и наместником Сирии Омейядом Муавией (см. Муавия I). Часть армии Али, возмущенная его нерешительностью в борьбе с Омейядами (к-рых обвиняли в расточительстве общественных фондов), склонностью к компромиссу с Омейядами, покинула лагерь Али под Куфой и в 657, обосновавшись у Нахравана (Ирак), присягнула рядовому воину Абдал-лаху ибн Вахбу, к-рого избрала халифом. Их и назвали противники хариджитами. Сами X. наз. себя истинными мусульманами (иногда наз. "шура" — люди, жертвующие собой за убеждения).

=====

В рядах X., первоначально представлявших боевую политич. орг-цию, были гл. обр. социальные низы, сперва только арабы, а позднее и неарабы (мавля). Осн. лозунг X. в этот период — "нет суда кроме божьего и нет покорности ослушавшемуся Аллаха". Лозунги X. отражали чаяния нар. масс о равенстве. Они требовали выборности халифа всей общиной, подотчетности его общине, считали, что халифом может быть даже раб, если его изберет община.

=====

В 658 у Нахравана армия Али, значительно превосходившая численностью отряд X., истребила его; погиб и ибн Вахб (мстя за него, X. в 661 убили Али). Движение X. после захвата власти Омейядами (661) усилилось. В 660-661 начались выступления в Басре, в 677-678 — в Куфе. В 684 среди X. произошел раскол, вызванный решением Абдаллаха ибн Ибада, главы течения X.-ибадитов (абадитов), занять нейтральную позицию по отношению к аз-Зубейру, признанному верхушкой населения Басры, и остаться в городе. Расценивая это решение ибадитов как уклонение от джихада, Нафи ибн аль-Азрак, возглавивший течение X.-азракитов, призвал к бойкоту ибадитов и к продолжению непримиримой борьбы с Омейядами. Азракиты покинули Басру и сделали своей базой Ах-ваз. Третий крупный отряд X. во главе с Надждой ушел в Йемаму.

=====

В 689-696 азракиты, опираясь на базу в Кермане, разбили войско Омейядов в р-не Басры, заняли Хузистан; однако наместнику Омейядов в Ираке Хаджаджу удалось нанести им поражение. В кон. 7 в. на С. Ирака сформировалось новое течение X.- софриты. Возглавлявшиеся Шабибом аш-Шайбани софриты в 696 перешли в наступление, заняли Мадаин и разбили войско Хаджаджа у Куфы; но теснимые свежими силами Омейядов вынуждены были отступить к р. Ка-рун, направляясь на соединение с азракитами.

=====

С 8 в. движение X. переплетается с борьбой оппозиционных омейядскому халифу Мервану II группировок. Так, в 745 в Мосуле софритов использовали местные феодалы в борьбе за пост правителя занятых софритами Куфы и Васита. В Хорасане и Мавераннахре в восстание X. (736-746), опиравшихся на крестьян-мавали, включились также дехканы со своими дружинами. Постепенно менялась программа X.; первоначальное требование равенства всех мусульман отошло на второй план; в идеологии X. возобладали религ. догматы.

=====

К 40-м гг. вернулись к открытой борьбе ибадиты. В 746-748 они подняли вооруж. восстание в Аравии, в 751 в Омане основали свой имамат. В 8 в. движение X. распространилось и среди племен Сев. Африки, боровшихся против нарушения Халифатом условий обращения их в ислам. В 734-742 в Марокко восстали полуоседлые племена Севера и примкнувшие к ним кочевники, а также негры оазисов Юга. Восстание привело к падению власти Омейядов в Сев. Африке. Но плодами победы воспользовалась верхушка X. Вожди нар. движения (Майсара аль-Матгари в Танжерском р-не и Иса аль-Асвад в Сиджильмасе) были казнены. X. неоднократно атаковали Кайруан и трижды овладевали им (757-761, 770-772, 944-947). В Сев. Африке X. создали неск. имаматов, наиболее крупные — имамат Ростемидов (Тахерт) и имамат в Сиджильмасе. В 909 эти имаматы пали под ударами Фатимидов. Феод. гнет последних вызвал в 936-947 в Ифрикии восстание X. — нуккаритов (поборники равенства мусульман и власти совета шейхов).

=====

X. активно участвовали во многих восстаниях в Халифате (в Зинджей восстании 869-883, Берберских племен восстании 740-742, в восстании Абу Муслима 747-750 и др.).

=====

X.-ибадиты встречаются в Ифрикии, Омане и нек-рых др. араб. странах.

=====

Лит.: Беляев E. A., Мусульманское сектантство, М., 1957; его же, Арабы, ислам и араб. халифат в раннее средневековье, 2 изд., М., 1966; Чураков М. В., Магриб накануне хариджитского восстания, в сб.; Палестин. сборник, в. 5(68), М.-Л., 1960; его же, Хариджитские восстания в Магрибе, там же, в. 7(70), М.-Л., 1962; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV вв., Л., 1966 (библ.); Жюльен Ш.-А., История Сев. Африки, пер. с франц., (т. 2), М., 1961 (библ.).

=====

М. В. Чураков. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Хариджиты — (от араб. хаваридж, буквально — вышедшие, возмутившиеся) приверженцы одной из мусульманских сект. Движение Х. зародилось в период острой борьбы за власть в Халифате, когда в 657 часть воинов халифа Али, происходивших из кочевых арабских племён... Большая советская энциклопедия
  2. Хариджиты — Мятежники, раскольники. Приверженцы мусульманской секты преимущественно радикального толка. История ее возникновения восходит к правлению четвертого праведного халифа Али ибн Абу Талиба (34/656-39/661). Ислам. Энциклопедический словарь
  3. Хариджиты — Самая ранняя мусульм. секта, скорее даже политическая партия, демократического характера. После битвы Алия с Моâвией при Сыффине в 657 г., 12000 чел. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. ХАРИДЖИТЫ — ХАРИДЖИТЫ (от араб. хаваридж, букв. — вышедшие, возмутившиеся) — приверженцы одной из мусульманских радикальных сект (возникла в 7 в.). Выступали за равенство всех мусульман, выборность имама-халифа и т. п. Хариджиты-ибадиты живут в Омане, странах Сев. Африки, Танзании. Большой энциклопедический словарь