УНИЯ ЦЕРКОВНАЯ

Объединение православной и католич. церквей на условиях признания православной церковью главенства рим. папы, но при сохранении ею своих обрядов и богослужения на родном яз. После разделения церквей (1054) противоречия продолжали расти. Тем не менее папы стремились к установлению У. ц., надеясь таким образом подчинить своей власти православную церковь. Со стороны Византии попытки объединения церквей предпринимались не церковью, а императорами, рассчитывавшими снискать расположение папства и добиться от него помощи в защите империи от многочисл. врагов, прежде всего сельджуков. Так, несмотря на сопротивление константинопольского патриарха и большей части духовенства, Михаил VIII Палеолог пошел на соглашение с папой, в результате к-рого была заключена в 1274 (на 2-м Лионском соборе) Лионская уния, фактически не принятая в Византии ни духовенством, ни населением и осужденная Константинопольским собором 1285. Столь же безуспешной была Флорентийская уния, заключенная в 1439 на Флорентийском соборе, но не вошедшая в силу ни в Византии, ни на Руси (была отвергнута соборами православной церкви — Иерусалимским в 1443 и др.). После падения Византии папство тщетно пыталось склонить Русское гос-во к У. ц.; ему удалось в союзе с пр-вом Речи Посполитой навязать укр. и белорус. народам Брестскую унию 1596 (см. также Униатская церковь), в союзе с венг. феодалами ввести в Закарпатье и на терр. совр. Чехословакии Ужгородскую унию 1649, а в 1699 уния была распространена и на православное население Трансильвании. Брестская уния была официально расторгнута в 1946; в Трансильвании У. ц. была ликвидирована в 1948, в Закарпатье (СССР) — в 1949, в Чехословакии — в 1950.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me