ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ

(1850-64) — крупнейшая по размаху и продолжительности крест. война в Китае, сопровождавшаяся созданием повстанцами своего гос-ва на довольно значительной территории.

=====

Т. в. было порождено резким обострением противоречий между крестьянством и феодалами, а также между осн. массой кит. народа и маньчжурской аристократией, к-рая держала в своих руках власть в стране с сер. 17 в. Большую роль в обострении клас. и нац. противоречий сыграла агрессия капиталистич. держав против Китая (см. Англо-китайская война 1840-42).

=====

В подготовке Т. в. огромное значение имела деятельность Общества поклонения богу (Байшандихой), к-рое основал зачинатель и верховный руководитель тайпинского движения Хун Сю-цюань в 1843 в уезде Хуасянь (пров. Гуандун) в качестве легальной христ. религ. орг-ции. Поднятое летом 1850 в р-не Цзиньтянь (пров. Гуанси) Т. в. сначала носило локальный характер и отличалось от мн. др. местных восстаний лишь более тщательной подготовкой и лучшей организацией. В ходе его была создана дисциплинированная повстанч. армия, провозглашено создание Небесного гос-ва великого благоденствия (Тайпин тяньго) и развернуты операции против правительств, войск и помещичьих дружин самообороны в ряде уездов Гуанси. В мае 1852 тайпины покинули Гуанси и стали продвигаться в центр, часть страны. Этот поход, сопровождавшийся огромным численным ростом повстанцев (с 20-30 тыс. чел. до 300-500 тыс. чел.) и крупными воен. успехами, способствовал превращению Т. в. в крест, войну. Он завершился в марте 1853 захватом тайпинами Нанкина. Обосновавшись в Нанкине, руководители Т. в. опубликовали "Земельную систему небесной династии" — утопическую программу преобразования кит. феод. об-ва в некое военизированное патриархальное об-во, осн. на идеях уравнительности в сфере производства и потребления. На практике социально-экономич. политика тайпинов свелась в осн. к уменьшению размера арендной платы и налогов с крестьян и значительному увеличению налогового обложения помещиков и богачей. Тайпины дружественно относились к западным капиталистическим государствам, но требовали от их представителей, прибывающих в Нанкин, оказывать почести Хун Сю-цюаню как "второму сыну бога" и "истинному повелителю" всех стран и народов.

=====

Провозглашение Нанкина столицей тайпинского гос-ва в марте 1853 означало, что повстанцы перешли к завоеванию и закреплению за собой территорий. Это заставило тайпинов постоянно заботиться о защите Нанкина и отказаться от стратегии стремительного наступления всеми силами в одном направлении, благодаря к-рой им удавалось удерживать за собой инициативу и наносить сокрушит. удары по врагу. В мае 1853 тайпины предприняли поход на Пекин с целью низвержения власти маньчжурской династии Цин, их войска форсировали р. Хуанхэ и к концу года вышли на подступы к Тянь-цзиню. Однако Сев. поход проводился недостаточными силами и потому закончился полным поражением тайпинских войск (май 1855), что позволило феодальной реакции укрепить свои позиции. В 1853-56 тайпины развернули крупные наступательные операции в Центр. Китае, где одержали ряд важных побед и захватили значительную часть территории. Однако им не удалось нанести решающего поражения цинской реакции.

=====

Отрицат. влияние на дальнейшее развитие Т. в. оказала распря среди руководящей верхушки тайпинов осенью 1856, сопровождавшаяся убийством трех их руководителей (Ян Сю-цина, Вэй Чан-хоя и Цинь Жи-гана) и истреблением многих тысяч повстанцев в Нанкине. Причины раздоров коренились в преобладании у повстанческих руководителей личных и групповых интересов над общеклассовыми н общенародными. Огромный урон тайпинам нанес также раскол в их рядах осенью 1857, сопровождавшийся уходом значит. части повстанцев во главе с Ши Да-каем в юго-зап. провинции и переходом власти в тайпинском гос-ве в руки родственников и фаворитов Хун Сю-цюаня.

=====

Воспользовавшись ослаблением повстан- ческого лагеря, феод. реакция в 1856-58 отбила у тайпинов многие важные опорные пункты и значит, территории. Положение на фронтах несколько стабилизировалось с осени 1858, после того как тайпинские войска под команд. Ли Сю-чэна и Чэнь Юй-чэна одержали крупные победы над врагом. Эти победы способствовали некоторому ослаблению военного и политического кризиса в лагере повстанцев.

=====

В 1860 тайпины, воспользовавшись тем, что силы и внимание цинского пр-ва были направлены на защиту столичной провинции Чжили от вторжения англо-франц. войск (см. Англо-франко-китайская война 1856-1860), нанесли ряд сокрушит. поражений противнику и захватили юж. часть пров. Цзянсу, богатую материальными ресурсами. К концу 1861 они заняли также большую часть пров. Чжэцзян, но потеряли важную крепость Аньцин.

=====

С февр. 1862 в воен. действиях против тайпинов стали активно участвовать Англия и Франция, к-рые в связи с получением новых привилегий от цинского пр-ва в результате войны 1856-60 оказались заинтересованными в сохранении власти маньчжуров в Китае и в скорейшем подавлении Т. в. Открытое участие англо-франц. интервентов и иностр. наемников во главе с амер. авантюристом Уордом в гражд. войне в Китае на стороне феод. реакции привело к тому, что к сер. 1863 повстанцы, несмотря на упорное сопротивление, лишились всей ранее завоеванной ими терр. на сев. берегу р. Янцзы, большей части терр. Чжэцзяна и важных позиций в юж. Цзянсу. Нанкин был плотно блокирован врагом, и попытки повстанцев деблокировать его потерпели полную неудачу. В июне 1863 подверглась разгрому и группировка войск Ши Да-кая в Сычуани. В ожесточенных боях, развернувшихся во 2-й пол. 1863 — 1-й пол. 1864, тайпины потеряли почти все свои опорные пункты, а их осн. воен. силы были разбиты цинскими войсками. С захватом врагом Нанкина в июле 1864 и гибелью гл. руководителей Т. в. перестало существовать и тайпинское гос-во. Остатки тайпинской армии в составе двух разрозненных группировок, уцелевшие после гибели тайпинского гос-ва, в течение нек-рого времени продолжали борьбу. Одна из них, ушедшая в район фуцзяньско-гуандунской границы, была уничтожена там врагом в янв. 1866. Другая группировка, действовавшая в районах к С. от р. Янцзы, в 1864 объединилась с остатками повстанцев-няньцзюней (см. Няньцзюньское восстание) и в течение неск. лет вела маневренные операции на обширной терр. севернее р. Янцзы. Она была окончательно разгромлена правительственными войсками в авг. 1868.

=====

Т. в. было героич. борьбой кит. народа против феод, помещиков, маньчжурских властителей и иностр. колонизаторов. Его революц. традиции впоследствии использовались передовыми людьми Китая в борьбе за освобождение своей страны, за создание подлинно справедливого обществ, строя.

=====

Т. в. привлекло к себе пристальное внимание К. Маркса и Ф. Энгельса. К. Маркс посвятил ему ряд статей (см. "Революция в Китае и в Европе", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 98-105, и др.), в к-рых подчеркнул его большое прогрессивное историческое значение. Это восстание нар. масс Китая было встречено с искренним сочувствием передовой демократической общественностью России и др. стран, что нашло выражение, в частности, в русской революционно-демократич. публи- цистике.

=====

Лит.ра о Т. в. насчитывает несколько сот названий, гл. обр. на кит. яз. (наиболее полный перечень работ и источников, опубл. на кит. яз. до 1956, см. в кн.: Чжан Сю-минь и Ван Хуэй-ань, Перечень мат-лов о тайпинах (Тайпин тяньго цзыляо мулу), Шанхай, 1957)). Во мн. книгах бурж. (и во всех соч. цинских) авторов Т. в. характеризуется как бессмысленный бунт черни, разрушительное бандитское движение, прославляются его цинские и зап. палачи и душители (см., напр., Ду Вэнь-лань, Краткая история усмирения гуансийских мятежников (Пиндин юэфэй цзилюэ, б. м., 1871); S. Mossman, The great Taiping rebellion, L., (s. a.); A. Hake, Events in the Taiping rebellion, L., 1891; W. Hail, Tseng Kuo-fan and the Taiping rebellion, L., 1927). В ряде др. произведений зап. бурж. историков оно изображается либо как неудавшаяся попытка силой оружия утвердить в Китае христианство в качестве гос. и единств. религии (напр., F. Anderson, The rebel emperor, L., 1958), либо как попытка низвергнуть некий "конфуцианский строй" и утвердить "тоталитарный режим" (F. Michael and Chang Ghung-li, The Taiping rebellion, Seattle-L., 1966). В гоминьдановской историографии и в нек-рых зап. бурж. исследованиях Т. в. характеризуется как мощное патриотич. выступление кит. народа против тиранич. господства маньчжуров, как своего рода "социальная, национальная и религиозная революция" (Чжан Сяо-мин, История тайпинской революции (Тайпин тяньго гэмин ши, Шанхай, 1932); Цзянь Ю-вэнь, Полная история тайпинов (Тайпин тяньго цюань ши, Сянган, 1961); J. M. Callery et М. Ivan, L'insurrection en Chine depuis son origine jusqu'a la prise de Nankin, P., 1853; Ch. Spielmann, Taiping-revolution in China, Halle, 1900).

=====

Правильное освещение Т. в. как антифеод. и антиманьчжурской крест. войны дается в марксистской историографии. В сов. историографии Т. в. посвящены работы Г. С. Кара-Мурзы ("Тайпины", М., 1941) и В. П. Илюшечкина. Из книг историков КНР следует отметить: Ло Эр-ган, Очерки истории тайпинов (Тайпин тяньго ши гао, Пекин, 1955); Моу Ань-ши, Тайпины (Тайпин тяньго, Шанхай, 1959); Ли Чунь, Опыт исследования тайпинских порядков (Тайпин тяньго чжиду чутань, Пекин, 1963).

=====

Источн.: Тайпинское восстание 1850-1864. Сб. док-тов, М., 1960; Тайпин тяньго ши ляо (Мат-лы по истории тайпинов), Пекин, 1950; Тайпин тяньго (Тайпины), т. 1-8, Шанхай, 1957; Тайпин тяньго цзыляо (Материалы о тайпинах), Пекин, 1959.

=====

Лит. (кроме указ. в статье): Илюшечкин В. П., Крестьянская война тайпинов, М., 1967; Фань Вэнь-лань, Новая история Китая, пер. с кит., т. 1, М., 1955.

=====

В. П. Илюшечкин. Москва.

—***—***—***—

Тайпинское восстание 1850-1864 гг.

ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Тайпинское восстание — 1850—1864, крестьянская война в Китае, направленная против феодального гнёта и инонациональной маньчжурской династии Цин и приведшая к созданию повстанцами своего государства. Т. Большая советская энциклопедия