СИНОЛОГИЯ

(китаеведение, от лат. Sina — Китай и греч. logos — учение) — комплекс наук, изучающих политику, историю, философию, экономику, языки, лит-ру и культуру Китая. Изучение истории, экономики, культуры Китая, осуществляющееся в самом Китае, обычно не включается в понятие синологии. С. как особая отрасль знания зародилась в Европе в кон. 17 — нач. 18 вв. Ее возникновение и развитие были связаны как с колониальной экспансией европ. гос-в, вступивших на путь капитализма, так и с общим расширением междунар. экономич., политич. и культурных связей. С., как и др. востоковедные дисциплины, на протяжении длит. времени представляла комплексную науку, отд. отрасли к-рой были мало дифференцированы.

=====

Начальный период развития С. Начало изучению Китая в Зап. Европе положили длит. время жившие в Китае миссионеры, к-рым принадлежат первые труды о кит. яз. и лит-ре, по истории и географии Китая, переводы кит. лит., ист., филос., морально-этич. и религ. произведений, а также составление первых карт Китая и окружающих областей. В 17-18 вв. началось изучение Китая и в России (см. ниже раздел Китаеведение в России и СССР). Из зап.-европ. миссионеров, написавших крупные труды по Китаю, следует отметить французов Ж. Премара (1666-1736) — составителя грамматики кит. яз. в 5 тт., Ж. Ф. Жербильона (1654-1707) — автора исследования о маньчжурском яз., М. Майя (1669-1748) — переводчика ист. труда "Тун цзянь ган му", изданного под назв. "Всеобщая история Китая", Ж. Б. Дюгальда (1674-1743) — историка и географа и др. Из мат-лов, подготовленных миссионерами, составлялись различные сб. о Китае, в т. ч.: "Mémoires concernants l'histoire, les sciences, les arts,, les moeurs, les usages etc. des Chinois par les missionaires de Pékin", v. 1-16, P., 1776-1814; "Всеобщее описание Китая" ("Description générale de la Chine"), вышедшее в 1785 в изд. Грозье. Работы миссионеров отличались некритич. подходом к кит. источникам.

=====

Изучение Китая стало предметом университетского преподавания впервые во Франции, с 1814 (первый проф. — А. Ремюза (1788-1832), его преемник — историк и лингвист С. Жюльен (1799-1873)), позднее — в Англии и Германии.

=====

Из зап.-европ. ученых 1-й пол. 19 в., изучавших Китай, можно выделить англичанина Г. Моррисона (1782-1834) — составителя шеститомного словаря кит. языка, немца Ю. Клапрота (1783-1835), француза Э. К. Био (1803-50), переведшего ряд др.-кит. ист. источников.

=====

Мировая синология во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. Как комплексная науч. дисциплина С. сложилась во 2-й пол. 19 в. С сер. 19 в. в связи с проникновением капиталистич. держав в Китай, С. в Зап. Европе получила значит. развитие, усилилось ее практич. применение. Хотя во мн. работах защищалась колониальная политика европ. пр-в, в С. в целом изменились методы изучения истории и культуры Китая. Ученые Зап. Европы переходили к науч. исследованию кит. источников, их критич. освоению. Большое развитие получило китаеведение в России.

=====

Многие работы по Китаю во 2-й пол. 19 в. в Зап. Европе выполнены англичанами (в т. ч. миссионерами и дипломатич. работниками). Дж. Легг (1815-97) перевел впервые на англ. яз. кит. классич. произведения и снабдил их комментариями, Г. Джайлс (1845-1935) составил фундаментальный кит.-англ. словарь и написал историю кит. лит-ры (Н. Giles, The history of Chinese literature, N. Y. — L., 1901). Из немецких ученых следует отметить Г. фон Габеленца (1840-93), К. Неймана, автора работ по истории опиумных войн, миссионера К. Гюцлафа, автора краткого ист. очерка Китая, а также В. Грубе (1856-1908), А. Пфицмайера (1808-87). В США С. стала развиваться позднее. К числу амер. ученых относятся С. Уильямс (1812-84), П. Паркер (1804-88) и др.

=====

Наиболее крупными франц. синологами кон. 19 — нач. 20 вв. были: С. Куврёр (1835-1919) — известен как переводчик конфуцианских канонич. книг и составитель большого кит.-франц. словаря, А. Кордье (1849-1925) (автор мн. работ по истории Китая, в т. ч. "Всеобщей истории Китая и его связей с иностр. гос-вами" (H. Cordier, Histoire générale de la Chine et de ses relations avec les pays étrangers..., v. 1-4, P., 1920), a также большой сводной библиографии работ по Китаю на европ. яз. (Bibliotheca Sinica, v. 1-4, P., 1878-95)), Э. Шаванн (1865-1918) — самый крупный синолог мира своего времени, посвятивший значит. часть жизни переводу и исследованию др.-кит. ист. памятника "Ши цзи".

=====

В нач. 20 в. появились работы по междунар. отношениям Китая. Наиболее известна работа англ. ученого Морса (Н. В. Morse, The international relations of the Chinese Empire, v. 1-3, L. — N. Y. — Bombay — Calc., 1910-18).

=====

Многовековой период знакомства японцев с феод. культурой Китая, заимствование ими элементов кит. культуры, постепенное накопление знаний о Китае создали благоприятные условия для развития С. в Японии, к-рая сложилась на рубеже 19-20 вв. в спец. отрасль науки — т. н. "Синагаку". В япон. ун-тах и науч. учреждениях началось систематич. изучение культуры, истории, всего комплекса вопросов, связанных с Китаем.

=====

Бурж. С. в целом базировалась на идеалистич. методологии. Это определяло преимуществ. интерес синологов к кит. классич. философии, религии и феод. культуре К. трактовке изучавшихся проблем синологи подходили с теистич. позиций, рассматривали вопросы духовной жизни Китая внеисторически, часто идеализировали древние кит. институты. В изучении истории Китая синологи некритически следовали за офиц. кит. династийными хрониками, игнорировали проблемы экономич. истории и особенно историю борьбы трудящихся масс.

=====

К сер. 19 в. с открытием К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистич. понимания истории возникла теоретич. основа для развития марксистской С. В ее становлении большую роль сыграли и спец. работы Маркса и Энгельса о Китае, а также труды В. И. Ленина.

=====

Мировая С. в новейшее время. Новая эпоха мировой истории, связанная с победой Окт. революции в России, растущее влияние идей марксизма-ленинизма и острота идеологич. борьбы определили и новый этап в развитии мировой С. после 1917. В центре внимания сов. и прогрессивной зарубежной С. все больше становятся вопросы изучения истории революц. борьбы кит. народа, многогранной жизни нар. масс, борьбы материалистич. и идеалистич. идей в кит. философии. Быстро растет С. в Зап. Европе, США и Японии, подталкиваемая требованиями правящих кругов империалистич. гос-в. Развитие С. стимулировалось и общим прогрессом науки, борьбой народов Востока и крахом европоцентристских теорий. К 20-30-м гг. 20 в. относится создание ряда новых ин-тов, об-в, учреждений в США, Англии, Японии, Швеции, Италии, Голландии, где ставится более широкое изучение Востока и Китая в частности. С. в этот период в зап.-европ. странах развивалась на основе трудов крупных ученых, создававших свои школы и фундаментальные работы по различным отраслям китаеведения. В их числе видные синологи Франции — П. Пеллио (1878-1945), М. Гране (1884-1940), А. Масперо (1883-1945); синологи Германии — О. Франке (1863-1946), А. Форке (1867-1944); ученые Швеции — Ю. Г. Андерсон (1874-1960), О. Сирен (р. 1879), Б. Карлгрен (р. 1889); голл. китаевед Я. Дёйвендак (1889-1954); итал. ученый Дж. Туччи (р. 1894) и нек-рые др. В области истории Китая появляются как работы общего характера, так и исследования по отд. проблемам (работы Д. Бодде (США), М. К. Уилбура (США), Л. К. Гудрича (США), X. Г. Крила (США), Т. Картера (США), О. Латтимора (США, с 1963 — в Англии), К. С. Латурета (США), Ж. Эскарра (Франция), К. Ремера (США), П. Рачневского (Германия), А. Хуммеля (США), А. Хулсве (Нидерланды) и др.). Печатается значит. число переводов лит. памятников и трудов по истории кит. лит-ры (А. Д. Уэйли (Англия), Р. Вильхельм, X. Биленстейн (Швеция, 1952-61 — в Австралии, с 1961 — в США), П. Демьевиль (Франция), Д. Р. Хайтауэр (США), фон Цах (Австрия)), работ по кит. лингвистике (Б. Карлгрен, В. Саймон (до сер. 30-х гг. — в Германии, затем в Англии), П. Сэриез и др.). В этих трудах содержится богатый фактич. материал, изучаются важные проблемы. Вместе с тем бурж. синологами выпускается и немалое число книг, в к-рых фальсифицируется история кит. революции, сов.-кит. отношений, восхваляется гоминь- дановский режим и деятельность зап. держав в Китае. В Японии мн. китаеведные учреждения (Бюро по изучению Вост. Азии, осн. 1938; Исследовательское бюро Южно-Маньчжурской ж. д. и др.) были подчинены интересам япон. милитаризма и лишь немногие китаеведческие центры при ун-тах продолжали традиц. науч. исследования. В числе крупных синологов были Ниида Нобору, Кураиси Такэсиро, Каидзука Сигэки, Ёсикава Кодзиро, Морохаси Тэцудзи, Мурамацу Юдзи, Кано Наоки и др.

=====

После 2-й мировой войны наступил новый этап развития бурж. и всей мировой С. Образование социалистич. системы, крах колониальной системы империализма, победа нар. революции в Китае создают новое положение и для китаеведческой науки. Правящие круги империалистич. гос-в, в первую очередь США, принимают меры по развитию С., подчиняя ее своей агрессивной, анти- коммунистич. политике. С другой стороны, продолжает развиваться китаеведение в СССР, зарождается марксистская С. в социалистич. странах Центр. и Вост. Европы, растет влияние прогрессивной марксистской С. во Франции, Японии и др. странах. Т. о., происходит острая идеологич. борьба двух направлений в С. всего мира. Для последних десятилетий характерна все более заметная специализация, большее внимание к социально-экономич. проблемам, новейшей истории, междунар. отношениям. Фактически старая С., вырастая и дифференцируясь, постепенно распадается на отд. отрасли (история, экономика, лит-ра и т. д.), объединенные лишь объектом исследования (не случайно на смену слову Sinology приходит термин Chinese studies). В науч. оборот вводятся новые источники и мат-лы, появляются коллективные труды. Происходит дальнейшее количественное расширение китаеведч. центров почти во всех капиталистич. странах, прежде всего в США, где подготовка кадров по Китаю организована в более чем 30 уч. заведениях, а также в Японии. Наряду с укреплением существующих, организуются новые ф-ты и кафедры во Франции (Бордо), в Англии (Лидс), в ФРГ (Бохум), в Скандинавии (Копенгаген). Все это ведет к росту синологич. публикаций в виде монографий и особенно статей. На помощь ученым в этом море лит-ры приходят библиографии и справочники, число к-рых заметно возрастает (среди них, напр.: John К. Fairbank, Banno Masataka, Japanese studies of modern China, Tokyo, 1955; Yüan T'ung-li, China in Western literature, New Haven, 1958; John Lust, Index Sinicus, Camb., 1964). Усиливается интерес к историографии Китая. Издается ряд исследований по социально-экономич. истории Китая, среди них монографии Н. Сванн, Г. Франке (ФРГ), Э. Балаша (Франция), А. Фейерверкера (США), Мурамацу Юдзи (Япония). Выходят крупные работы по ср.-век. и новой истории Китая, среди них монографии В. Франке (ФРГ), М. Райт (США), В. Парселла (Англия) и др. В то же время появляется много всякого рода книг и "памфлетов" в США и др. странах по вопросам новейшей истории и особенно истории кит. революции и КПК, по сов.-кит. отношениям (работы Б. Шварца, К. Брандта, А. Уайтинга, М. Уилбура, Р. Уокера и др.); их характеризует в большинстве случаев ярко выраженная тенденциозность, анти- коммунистич. и антисов. направленность.

=====

В области лит-ры больше внимания стало уделяться изучению прозы и драмы Китая (работы В. Эберхарда (до 1936 — в Германии, в 1937-48 — в Турции, с 1948 — в США), Эдварса, Д. Бертуччоли (Италия), Кадзи Ватару (Япония) и др.). Продолжаются серьезные изыскания в области истории идеологии и культуры. Неск. новых книг издано о Конфуции, нередко со стремлением проследить развитие его идей, вплоть до современности (работы Дж. Левенсона (США), X. Крила (США), А. Райта (США), Каидзука Сигэки (Япония)), о религии и обычаях. Появились крупные обобщающие исследования по истории кит. культуры. Это прежде всего многотомный труд англ. ученого Дж. Нидема "Наука и цивилизация в Китае" (J. Needham, Science and civilization in China, v. 1-4, Camb., 1954-65), 7-томный труд О. Сирена, в к-ром дана история кит. иск-ва, его принципов и их реализации в творчестве ведущих мастеров Китая (О. Sirén, Chinese painting: leading masters and principles, pt 1-2 (v. 1-7), L. — N. Y., 1956-58). Изданы новые учебники и глоссарии. Послевоен. период в мировой С. характеризуется ростом марксистского направления. Особенно значительное развитие получило в эти годы сов. китаеведение. Работы, основанные на марксистской методологии, появились и в капиталистич. странах. Такова, напр., монография франц. синолога Ж. Шено "Рабочее движение в Китае в 1919-27 гг." (J. Chesneaux, Le mouvement ouvrier chinois de 1919 а 1927, P., 1962), нек-рые исследования япон. китаеведов. Растет китаеведение в европ. социалистич. странах. Крупный центр С. сложился в Праге, развивается китаеведение в ГДР, Польше, Венгрии. Передовые синологи за рубежом вместе с сов. китаеведами борются за научно-объективное марксистское объяснение проблем Китая, его истории, экономики и культуры.

=====

Китаеведение в России и СССР. Первые описания Китая в России принадлежат дипломатам (П. И. Годунов, Ведомость о кит. гос-ве, сост. в 1669, изд. 1791; Н. Г. Спафарий, Описание первые части вселенныя, именуемой Азии, в ней же состоит Кит. гос-во с прочими его городы и провинции, сост. в 17 в., изд. 1910, и др.). К числу первых рус. китаеведов, работавших по вост. источникам, относятся выходцы из Росс. духовной миссии в Пекине А. Л. Леонтьев (1716-86) и И. К. Россохин (1707-61), к-рым принадлежит совместный перевод маньчжурской версии соч. "Ба ци тунчжи" ("Всеобщее описание восьми знамен"), изданного под назв. "Обстоятельное описание происхождения и состояния маньчжурского народа и войска, в осьми знаменах состоящего" (т. 1-17, СПБ, 1784), и ряд переводов законов и ист. мат-лов.

=====

Наибольшие заслуги как перед рус., так и мировой С. принадлежат Н. Я. Бичурину (Иакинфу) (1777-1853). Им сделаны переводы с кит. яз. ряда трудов географич. и ист. содержания (о Джунгарии и Вост. Туркестане, о Монголии, по истории Тибета и Кукунора). Наиболее известный труд — "Собрание сведений о народах, обитавших в Ср. Азии в древние времена" (т. 1-3, СПБ, 1851, переиздание — т. 1-3, М.-Л., 1950-53). Кроме того, им переведено с кит. яз. многотомное ист. соч. "Тунцзянь ганму" (перевод остался в рукописи). Бичурину принадлежат и многочисл. работы исследовательского характера.

=====

Дальнейшему развитию китаеведения в России во 2-й пол. 19 в. способствовали учреждение кафедр кит. и маньчжурского яз. в ряде высших уч. заведений (в Казанском ун-те в 1837, в С.-Петерб. ун-те в 1855) и создание науч. об-в (Рус. географич. об-во в С.-Петербурге, осн. в 1845, и его отделения в Иркутске, Хабаровске, Владивостоке и др. городах). Труды членов географич. об-в Г. Н. Потанина, H. M. Пржевальского, Г. Е. Грум-Гржимайло и др. обогатили науку новыми ценными данными по географии и этнографии Китая.

=====

Во 2-й пол. 19 в. Россия дала целую группу китаеведов мирового значения. Ими были акад. В. П. Васильев (1818-1900), автор мн. трудов по истории Сев.-Вост. Китая и особенно по буддизму, крупный специалист по кит., маньчжурскому, санскритскому и тибетскому языкам; П. И. Кафаров (Палладий) (1817-1878), автор исследований по истории Китая, Монголии, маньчжуров, истории буддизма, христианства и мусульманства в Китае, составитель большого кит.-рус. словаря, а также переводчик и исследователь ряда кит. памятников; И. И. Захаров (1814-85) — проф. Петерб. ун-та, китаевед и маньчжурист, первый среди ученых России и Зап. Европы 19 в., занимавшийся исследованием истории агр. отношений Китая, автор "Полного маньчжурско-русского словаря" (СПБ, 1875) и "Грамматики маньчжурского языка" (СПБ, 1879); С. М. Георгиевский (1851-93) — историк, автор ряда крупнейших исследований по мифологии и религии, по древней истории, быту и морали, а также по иероглифич. письменности; А. О. Ивановский (1863-1903) — маньчжурист и китаевед, филолог, историк, автор мн. работ по истории, нумизматике, этнографии, по кит. и маньчжурской лит-ре и яз.

=====

Традиции рус. китаеведов 19 в. продолжали их ученики — китаеведы 20 в. А. И. Иванов, Н. В. Кюнер (1877-1955), А. В. Рудаков (1871-1949) и др. В этот период рус. синология по-прежнему уделяла гл. внимание языкам и лит-ре. Мн. дореволюц. рус. китаеведы (Бичурин, С. М. Георгиевский и др.) придерживались прогрессивных взглядов, объективно освещали события в Китае и стремились к укреплению взаимопонимания между рус. и кит. народами. Их вклад в культурные связи России и Китая трудно переоценить.

=====

Сов. китаеведение как составная часть сов. науки начало складываться в первые же годы после победы Вел. Окт. революции и прошло в своем развитии неск. этапов. На 1-м этапе, до кон. 20-х гг., происходило становление сов. марксистского китаеведения, формирование его науч. кадров. Коммунистич. партия и лично В. И. Ленин уделяли вопросам ист. судеб народов Востока большое внимание, помогали развивать востоковедные науки. В это время были созданы ин-ты живых вост. яз. в Петрограде и Москве, Всеросс. ассоциация востоковедения (1921), вост. ф-ты при ун-тах, организован выпуск журн. "Восток", "Новый Восток", "Революц. Восток". В китаеведч. деятельности в эти годы участвовали как представители дореволюц. школы ученых, так и революционеры-практики. При этом интересы старых китаеведов были еще обращены в прошлое, а новое китаеведение стремилось прежде всего отразить жизнь и борьбу кит. народа за свое освобождение. Растущий интерес советского народа к Китаю удовлетворяется общими ист. трудами Н. В. Кюнера, К. А. Харнского и др., а также книгами о жизни и борьбе кит. народа А. И. Ивина, С. Далина, А. Попова, Вл. Виленского-Сибирякова.

=====

На 2-м этапе развития сов. китаеведения вплоть до Вел. Отечеств. войны происходило расширение и углубление науч. работы во всех аспектах, постепенно формировался большой отряд китаеведов из выпускников сов. вузов. В 1929 при Комакадемии был создан научно-исследоват. ин-т по Китаю, к-рым издавался журн. "Проблемы Китая" (1929-35), организован Кит. кабинет при Ин-те востоковедения АН СССР, возглавляемый В. М. Алексеевым — ученым-энциклопедистом, талантливым педагогом, к-рому принадлежит значит. роль в развитии сов. китаеведения. Учеными разрабатывались вопросы новейшей истории (П. Миф, А. В. Бакулин, Г. Н. Войтинский, В. Кучумов), истории нар. движений в ср. века и новое время (Л. В. Симоновская, Д. И. Тихонов и др.), изучались проблемы рабовладения и феодализма в Китае (Г. Андреев, Л. И. Думан, П. И. Осипов, П. Гриневич). Появились крупные исследования А. Я. Канторовича и В. Я. Аварина об империалистич. экспансии в Китае. Большая исследовательская и практич. работа осуществлялась в области кит. яз.: издана "Грамматика совр. кит. языка" А. И. Иванова и Е. Д. Поливанова (1930), труд А. А. Драгунова по дунганской грамматике, выпущены новые учебники и словари. Большим подспорьем для китаеведов стала "Библиография Китая" (1932), сост. П. Е. Скачковым. Все эти годы продолжалась острая идеологич. борьба марксистского китаеведения с бурж. С.; подвергались также критике упрощенчество и социологизм. Известный ущерб развитию С. был нанесен необоснованными репрессиями нек-рых китаеведов. Но определенные достижения сов. марксистского китаеведения были налицо. Появившаяся в 1940 кн. "Китай. История, экономика, культура, героическая борьба за нац. независимость" под ред. В. М. Алексеева, Л. И. Думана и А. А. Петрова подводила как бы итог работе китаеведов за прошедший период. В годы Вел. Отечеств. войны многие из ученых погибли на фронтах и в Ленинграде во время блокады (Ю. В. Бунаков, Г. С. Кара-Мурза, К. И. Разумовский, Л. Н. Рудов, К. К. Флуг и др.). Однако китаеведческая работа и в этих сложных условиях не прерывалась.

=====

Послевоен. период, ознаменовавшийся выдающимися успехами Сов. страны в строительстве коммунизма и победами нац.-освободит. движения во всем мире, в т. ч. победой нар. революции в Китае и образованием КНР, стал для сов. китаеведения периодом исключительно быстрого роста. Все большее место в исследованиях занимает современность. Расширилась подготовка китаеведов в вузах, аспирантуре, созданы новые китаеведческие центры, отделы и сектора в академич. ин-тах, укрепилась издательская база. За эти годы написаны крупные обобщающие разделы по Китаю в энциклопедиях и вузовских курсах, выпущены монографич. исследования по отд. проблемам, а также переводы трудов кит. ученых. В области истории Китая внимание исследователей привлекают проблемы рода, общины, агр. отношений, крест. и освободит. движений и внеш. политики. Расширяется изучение всех эпох истории Китая: древней (В. М. Штейн, Л. С. Васильев, Л. С. Переломов, Т. В. Степугина и др.), средневековой (Н. И. Конрад, Думан, Симоновская, Г. Я. Смолин, Н. Ц. Мункуев, Н. П. Свистунова и др.), новой (Г. В. Ефимов, С. Л. Тихвинский, В. П. Илюшечкин и др.), новейшей истории (В. И. Глунин, М. Ф. Юрьев, Н. П. Виноградов, Г. Б. Эренбург и др.). Значительно больше внимания стало уделяться истории междунар. отношений Китая (Г. В. Астафьев, Р. М. Бродский, М. С. Капица) и историографии (В. Н. Никифоров, Л. А. Березный, Б. Н. Занегин и др.). Успешно работают ученые над проблемами кит. этнографии и антропологии (Н. Н. Чебоксаров, Р. Ф. Итс, Г. Г. Стратонович и др.), результаты их исследований обобщены в труде "Народы Вост. Азии" (М.-Л., 1965). Вышел ряд книг по истории кит. философии (работы А. А. Петрова, Ю. К. Шуцкого, Ф. С. Быкова, Н. Г. Сенина и др.). Большое внимание уделяется изучению экономики Китая (труды В. А. Масленникова, Г. А. Ганшина, М. И. Сладковского и др.).

=====

Немало сделано за послевоен. период в области изучения кит. лит-ры. На рус. яз. переведены многие крупные произведения кит. лит-ры (они изданы на 28 яз. народов СССР тиражом более 20 млн. экз.). Созданы общие истории кит. лит-ры или отд. ее периодов (Н. И. Конрад, Н. Т. Федоренко, Л. З. Эйдлин, Л. Д. Позднеева, В. Ф. Сорокин) и монографии о творчестве отд. писателей или о развитии жанров. Развернулось издание рукописей (фонды Дуньхуан, Харахото) и памятников кит. культуры. Лингвистами создан ряд учебников и уч. пособий по изучению кит. языка, выпущено несколько словарей (в наст. время составляется Большой кит.-рус. словарь в 5 тт. под ред. И. М. Ошанина), успешно развивается изучение грамматики кит. яз. (С. Е. Яхонтов, H. H. Коротков, М. К. Румянцев, В. И. Горелов и др.). Многообразны усилия китаеведов в области изучения кит. культуры, выпущены книги по изобразит. искусству, театру, музыке, науке и технике Китая.

=====

Диапазон исследований сов. китаеведов в последние годы заметно расширяется, все более глубокому исследованию на марксистской основе подвергаются наиболее важные проблемы истории всех периодов, экономики, лит-ры, лингвистики, культуры Китая.

=====

Р. В. Вяткин, Л. И. Думан. Москва.

=====

Основные центры С.

=====

Великобритания. Honour School of Chinese Studies (осн. 1939), Oxford University; Institute of Oriental Studies, Cambridge University; School of Oriental and African Studies (осн. 1916), University of London; University of Leeds.

=====

ГДР. Section für Sinologie der Deutschen Akademie der Wissenschaften, Berlin; Ostasiatisches Institut der Humboldt-Universität, Berlin; Ostasiatisches Institut der Karl Marx-Universität, Leipzig.

=====

Индия. Institute Cheena — Bhavana (осн. 1937), Visva — Bharati University; Sino — Indian Cultural Institute (China — Bharata — Sanskriti) (осн. 1950), Calcutta.

=====

Нидерланды. Sinologische Institut (осн. 1930) Rijksuniversiteit te Leiden.

=====

Польша. Instytut Orientalistyczny, Universytet Warszawski; Zaklad Orientalistyki Polskiej Akademie Nauk.

=====

СССР. Ин-т народов Азии АН СССР; Ин-т Д. Востока АН СССР; Ин-т вост. языков при МГУ; Вост. ф-т ЛГУ.

=====

США. East Asia Research Centre (осн. 1955), Harvard University, Camb. (Mass.); Harvard Yenching Institute, Harvard; Far Eastern and Russian Institute (осн. 1946), University of Washington, Seattle; East Asian Institute, Columbia University, New York; Institute for Sino-Soviet Studies (осн. 1962), George Washington University, Washington; Institute of International Studies (осн. 1955), University of California, Berkeley; Association for Asian Studies (осн. 1941), Ann Arbor; Departament of Chinese and Japanese, Columbia University, New York; Departament of Asiatic and Slavic Studies (осн. 1945), Stanford University; Research Institute on the Sino-Soviet Bloc (осн. 1959), Washington.

=====

Франция. Institut des Hautes Etudes Chinoises (осн. 1926), Université de Paris; Ecole Pratique des Hautes Etudes (осн. 1868), Paris; Ecole Francaise d'Extrème — Orient (осн. 1898), Paris; Université de Bordeaux, Bordeaux.

=====

ФРГ. Institut für China Forschung, Universität Bochum; Seminar für Sprache and Kultur Chinas, Hanische Universität, Hamburg; Ostasiatische Seminar, Ludwig-Maximilians-Universität, München.

=====

Чехословакия. Orientálni Ustav, Ceskoslovenská Akademie Ved; Universita Karlov v Praze.

=====

Швеция. Ostasiatiska Museet (осн. 1925), Stockholm.

=====

Япония. Тюгоку кэнкьюсё (Ин-т китаеведения) (осн. 1946), Токио; Тюгоку сого кэнкьюкай (Об-во комплексного изучения Китая), Токио; Токио дайгаку (Токийский ун-т), Токио; Киото дайгаку (Киотоский ун-т), Киото.

=====

Основные периодич. издания: "Народы Азии и Африки" (М.) (в 1955-58 выходил под назв. "Сов. востоковедение", в 1959-1961 (No 1) — под назв. "Проблемы востоковедения"), "Archiv Orientalni" (Prague, 1929-), "Bulletin of the School of Oriental and African Studies" (L., 1917-), "Cina" (Roma, 1956-), "China Mainland Review" (Hong Kong, 1965-), "China Report" (New Delhi), "China Quarterly" (L., 1960-), "Far Eastern Economic Review" (Hong Kong, 1943-), "Far Eastern Quarterly" 1941-56, с 1956, "J. of Asian Studies" (Ann Arbor), "Harvard Journal of Asiatic Studies" (Camb., 1936 -), "J. of the American Oriental Society" (Boston, 1843 -), "Journal of the Royal Asiatic Society" (L., 1834 -), "Oriens Extremus" (Hamb., 1954 -), "Orientalistische Literaturzeitung" (Lpz., 1898-1944), "Papers on China" (Camb.), "Revue bibliographique de sinologie" (P., 1957-), "T'oung Pao", (Leiden, 1890 -), "Sinologica" (Basel, 1947 -), "Тюгоку кэй-дзай сире" ("Мат-лы по экономике Китая", Токио, 1956 -), "Тюгоку кэнкью гэппо" ("Ежемесячник по изучению Китая", Токио, 1960 -).

=====

Р. В. Вяткин, З. С. Дубасова. Москва.

—***—***—***—

Литература к статье

=====

Великий Октябрь и развитие сов. китаеведения (Сб. статей), М., 1968; Очерки истории ист. науки в СССР, т. 1-4, М., 1955-1966; Совр. историография стран зарубежного Востока, т. 1 (Китай), M., 1963; Ковалев E. P., Изучение Китая в Советском Союзе, "СВ", 1955, No 3; Никифоров В. Н., Конец "очеркового" этапа в изучении полуколониального периода истории Китая, "НАиА", 1961, No 6; Виноградова Т. В., Организация китаеведения в Японии, "КСИНА", (в.) 66, М., 1963; Franke Н., Sinologie, Bern, 1953; Maspero Н., Chine et Asie Centrale, в сб.: Histoire et historiens depuis cinquante ans. Méthodes, organisation et résultats du travail historique de 1876 б 1926, v. 2, P., 1928; Chesneaux J., Les recherches sur l'histoire moderne et contemporaine de Chine а Paris, "RH", 1966, t. 235, (No 2), p. 413-22; Duyvendak J. J. L., Holland's contribution to Chinese studies, L., 1950; Goodrich L. C., Recent developments in Chinese studies, "J. of the American Oriental Society", 1965, v. 85, No2; Latourette K. S., Far Eastern studies in the United States, "The Far Eastern Quarterly", 1955, v. 15, No 1; Moule A. C., British sinology, "The Asiatic Review", 1948, v. 44; Teng S. U., Chinese historiography in the last fifty years, "Far Eastern Quarterly", 1949, v. 8, No 2, p. 131-56; Wright A. F., Chinese studies today, "Newsletter of the Association for Asian studies", 1965, v. 10, No 3, p. 2-13.

=====

P. В. Вяткин, З. С. Дубасова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Синология — (от позднелатинского Sina — Китай и ...Логия) китаеведение, комплекс наук, изучающих историю, экономику, политику, философию, язык, литературу и культуру Китая (о развитии гуманитарных наук в самом Китае см. в ст. Большая советская энциклопедия
  2. синология — -и, ж. То же, что китаеведение. [От лат. Sina — Китай и греч. λόγος — учение] Малый академический словарь
  3. синология — Син/о/ло́г/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  4. синология — орф. синология, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. синология — (< синолог) Китаеведение. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  6. синология — СИНОЛОГИЯ и, ж. Совкупность наук, изучающих Китай и его культуру; китаеведение. БАС-1. — Лекс. Гранат: синология; Уш. 1940: синология; Словарь галлицизмов русского языка
  7. синология — СИНОЛОГИЯ -и; ж. [от лат. Sina — Китай и греч. logos — учение] = Китаеведение. ◁ Синологический, -ая, -ое. С-ие исследования. Толковый словарь Кузнецова
  8. синология — СИНОЛ’ОГИЯ, синологии, мн. нет, ·жен. (от ·новолат. Sina — Китай и ·греч. logos — учение) (спец.). Совокупность наук, изучающих Китай, китайский язык и литературу, китаистика. Толковый словарь Ушакова
  9. синология — Синологии, мн. нет, ж. [от новолатин. Sina – Китай и греч. logos – учение] (спец.). Совокупность наук, изучающих Китай, китайский язык и литературу, китаистика. Большой словарь иностранных слов
  10. СИНОЛОГИЯ — СИНОЛОГИЯ (от позднелат. Sina — Китай и...логия) (китаеведение) — комплекс наук, изучающих историю, экономику, политику, философию, язык, литературу, культуру Китая. Большой энциклопедический словарь
  11. синология — синология ж. Совокупность наук, изучающих Китай и его культуру; китаеведение. Толковый словарь Ефремовой