ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ

Условное деление к.-л. ист. процесса на хронологич. периоды соответственно их отличит. особенностям, определяемым в зависимости от избранного критерия. Объектом П. и. могут служить не только общая, т. н. гражд. история в различных ее масштабах (всемирном, национальном, региональном), но и рассматриваемые в ист. плане спец. области обществ. жизни, напр. экономика, наука и техника, культура и искусство, междунар. отношения, а также отдельно взятые явления и события — революции, войны, реформы и т. д. В частных случаях избираются особые критерии П. и., отвечающие специфич. условиям данного ист. процесса. В периодизации же общей истории марксистская историография руководствуется единым принципом, осн. на признании объективных закономерностей прогрессивной смены общественно-экономич. формаций. Поскольку характер формаций обусловлен способом производства материальных благ, то и границы соответствующего ист. периода устанавливаются в осн. по социально- экономич. признаку (см. Формация общественно-экономическая, а также в ст. Исторический материализм). Вместе с тем марксистская историография отличает понятие общественно-экономич. формации от понятия ист. периода или эпохи. Переход к новому способу произ-ва происходит у отд. народов разновременно и в разнообразных формах, а нек-рые народы вообще миновали отд. формации. В одну и ту же эпоху сосуществуют и борются друг с другом как в мировом, так и в национальном или региональном масштабах отживающая и нарождающаяся формации. Соотношение сил между ними и их взаимодействие определяют основное содержание данной эпохи.

=====

Каждая эпоха или период характеризуются ведущей тенденцией развития человечества в целом или отд. стран и народов, либо их группы, если речь идет о нац. либо региональной истории. Последовательная смена этих отличит. ведущих тенденций совпадает со сменой эпох или периодов, а знаменующие революц. переход от одной общественно-экономич. формации к другой крупные ист. явления и события выступают в качестве хронологич. рубежей. Марксистская историография вкладывает в деление всемирной истории на древнюю, ср.-вековую, новую и новейшую социально-экономич. смысл: древняя история, включая и древнейшую, понимается как эпоха господства первобытнообщинных и рабовладельч. производств. отношений, ср.-вековая — в основном как эпоха господства феод. способа произ-ва, новая — как эпоха капитализма и новейшая — как эпоха возникновения и развития социалистич. формации, ее борьбы и сосуществования с капитализмом, революц. перехода от капитализма к социализму во всемирном масштабе. Хронологич. рубежами между назв. эпохами признаются соответственно: 1) падение зап.-рим. рабовладельч. империи в кон. 5 в., 2) англ. бурж. революция сер. 17 в.; нек-рые историки-марксисты считают рубежом франц. бурж. революцию конца 18 в., 3) Великая Октябрьская социалистич. революция 1917 в России (см. Древний мир, Средние века, Новая история, Новейшая история). Границы периодов внутри этих больших всемирно-ист. эпох, как и периодизация нац. или региональных историй, могут быть различными. В. И. Ленин, рассматривая вопрос о выделении ист. периодов в рамках капиталистич. формации, указывал: "Разумеется, грани здесь, как и все вообще грани в природе и в обществе, условны и подвижны, относительны, а не абсолютны" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 143 (т. 21, с. 126)).

=====

Противники ист. материализма искажают позицию марксистской историографии, приписывая ей игнорирование каких бы то ни было, за исключением экономич., признаков смены эпох. В действительности положение ист. материализма о том, что "...в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни" (Энгельс Ф.,см.Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 394), не исключает, а, наоборот, предполагает наличие, помимо экономич., еще и др. признаков, подлежащих учету при выработке критерия П. и. "Экономическое положение — это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки... Существует взаимодействие всех этих моментов, в котором экономическое движение как необходимое в конечном счете прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей..." (там же, с. 394-95). Вместе с тем бурж. историки либо полностью отрицают объективную закономерность ист. процесса и даже самую возможность П. и., либо выдвигают различные идеалистич. схемы П. и. по религиям, "циклам", "цивилизациям" и т. п. Такого рода взгляды, в т. ч. и крайние из них, отвергающие любую П. и., были высказаны буржуазными историками на 11-м (Стокгольм, 1960) и, впрочем, менее отчетливо, на 12-м (Вена, 1965) международных конгрессах историков.

=====

Лит.: Ленин В. И., Под чужим флагом, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26 (т. 21); Жуков Е. М., О периодизации всемирной истории, "ВИ", 1960, No 8; его же, Ленин и понятие "эпохи" в мировой истории, "НИИ", 1965, No 5; XI Congrès International des Sciences Historiques. Stockholm, 21-28 août 1960. Actes du Congrès, (Uppsala, 1962), p. 56-67 (Резюме прений по докладу Е. M. Жукова "The Periodization of World History"); Миллер А. Ф. и Полтавский M. A., Советская "Всемирная история" в оценке бурж. историографии, "ВИ", 1964, No 11; Кульчицкий Ю., О периодизации общего исторического процесса, (перевод с польского), Warsz., 1955. См. также лит. при ст. Всемирная история.

=====

А. Ф. Миллер. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me