ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО

Отказ из религ. побуждений от общения с людьми. Зачатки О. в первобытном обществе выражались в более или менее продолжительной самоизоляции для "общения с духами". В древности О. как спорадич. явление встречается в иудаизме (эссеи), в практике позднеантич. филос. школ (неоплатоники). Более регулярным явлением О. стало в религиях Индии, Китая, Японии и др. стран Востока (напр., в буддизме, даосизме) и особенно в христианстве. О. у христиан зародилось в 3 в. в Египте, в значит. мере было вызвано стремлением избежать гонений Рим. империи (первый из известных христ. отшельников-анахоретов Павел Фиванский ушел в пустыню от преследований христиан имп. Децием (249-251)). С легализацией христианства О. достигло большого размаха как реакция низов на "обмирщение" церкви; церковь умело использовала О. для перевода нар. недовольства в безопасное русло. В нач. 4 в. отшельники стали заселять егип. пустыню Фиваиду по примеру Антония Великого, Пахомия и др. аскетов. В том же веке О. распространилось в Палестине, Каппадокии, М. Азии, Армении, позднее в Галлии, Испании, Италии. С самого возникновения О. положение отшельника оказалось противоречивым: благодаря ореолу святости он привлекал к себе людей и т. о. оказывался вовлеченным в те самые социальные связи, от к-рых стремился уйти. Это противоречие ярко проявилось в деятельности столпников, для к-рых столп (колонна с открытой площадкой, на к-рой значит. время пребывали столпники) одновременно являлся средством самоизоляции и кафедрой, с к-рой удобно обращаться с проповедями к народу (столпники Бл. Востока — Симеон (5 в.), Даниил (5 в.), на Руси — Никита Переяславский (12 в.), Савва Вишерский (15 в.) и мн. др.). В ср. века постепенно О. стало вытесняться монастырями, чему содействовала и церковь, стремившаяся организованными формами монашества заменить недоступное ее контролю О. С 13 в. на З. О. стало спорадич. явлением, его сменило нищенствующее монашество. В России архаич. форма О. была возрождена в 17 в. старообрядцами.

=====

Лит.: Heussi К., Der Ursprung des Mönchtums, Tübingen, 1936; Draguet R., Les Peres du désert; P., 1949; Leipoldt J., Griechische Philosophie und frühchristliche Askese, В., 1961.

=====

С. С. Аверинцев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Отшельничество — Анахоретство, отказ из религиозных побуждений от общения с людьми; выражается в уходе в пустынные места. В древности О. как спорадическое явление встречалось в иудаизме (у ессеев)... Большая советская энциклопедия
  2. отшельничество — -а, ср. Отшельническая жизнь. [Поэт И. Дмитриев] проводил вечера один, с книгами. --- Такое отшельничество было для него несколько тяжело в его последние годы. М. Дмитриев, Мелочи из запаса моей памяти. Малый академический словарь
  3. ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО — ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО — англ. hermitage; нем. Einsiedelei. Распространенный в ряде религий аскетический образ жизни, связанный с самоизоляцией, отречением от мира, общества и семьи, уединением в пустынных местах. Социологический словарь
  4. отшельничество — Отше́ль/нич/еств/о. Морфемно-орфографический словарь
  5. отшельничество — орф. отшельничество, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. отшельничество — ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО -а; ср. Отшельническая жизнь. Толковый словарь Кузнецова
  7. отшельничество — ОТШ’ЕЛЬНИЧЕСТВО, отшельничества, мн. нет, ·жен. (·книж. ). Толковый словарь Ушакова
  8. отшельничество — См. отшельник Толковый словарь Даля
  9. отшельничество — отшельничество ср. 1. Положение, состояние отшельника. 2. Пребывание в положении отшельника; отшельническая жизнь. Толковый словарь Ефремовой
  10. отшельничество — ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, а, ср. Жизнь, образ жизни отшельника. | прил. отшельнический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова