НЕГРЫ США

Народ в составе амер. нации (см. Американцы). Числ. в 1963 — 20 млн. чел. (10% населения США). Предки Н. — невольники, ввозившиеся в Америку из разных стран Африки с нач. 17 в. и (несмотря на запрещение ввоза в 1808) до отмены рабства (1863). К 1800 число Н. достигло 757 т. ч. (19,3% населения США), к 1860- 4,4 млн. чел. (14,2%). Н. сосредоточивались гл. обр. в юго-вост. штатах, где подвергались сверхэксплуатации на плантациях; многочисл. восстания их жестоко подавлялись. Н. быстро утратили прежние племенные языки и перешли на английский. Среди немногих свободных Н. выдвинулись обществ. деятели, участвовавшие в движении аболиционизма (напр., Ф. Дуглас). После гражд. войны (см. Гражданская война в США 1861-65 и Реконструкция Юга) были приняты дополнения к конституции США о запрете рабства и равноправии рас. Однако освобожденные Н. вынуждены были арендовать землю у своих прежних хозяев на кабальных условиях ("кропперство", от англ. cropper — издольщик); в б. рабовладельч. штатах были проведены "черные кодексы" — законы о сегрегации и дискриминации Н.; созданы погромные организации (ку-клукс-клан и др.), имеющие целью террором удержать Н. в приниженном положении. После освобождения началось переселение Н. с ферм Юга в города (гл. обр. северные, где дискриминация была менее тяжелой); оно стало массовым после 1-й и особенно 2-й мировых войн; "черный пояс" (зона преобладания Н. в населении) быстро размывается: в 1870 св. 90% всех Н. жило в юж. штатах, в 1930 — 80%, в 1960 — ок. 60%. Доля гор. населения среди Н. с 1880 по 1960 возросла с 19% до 73%. Много Н. живет в Нью-Йорке (10% населения), Вашингтоне (54%), Чикаго, Детройте и др. городах. Н. в городах сперва работали исключительно чернорабочими, прислугой и т. п.; ныне среди них растет число лиц квалифицированного труда; появился и слой буржуазии. Однако и сейчас (1963) среди всех Н., работающих по найму, специалисты, служащие, мастера и высококвалифицированные рабочие составляют только 23,7% (среди белых работников — 61%), а полуквалифицированные рабочие, чернорабочие, прислуга (домашняя, в отелях, ресторанах и т. д.) — 69,3% (среди белых — 32,7%); безработных среди трудящихся Н. 12%, среди белых — 6%. По религии Н. б. ч. христиане — протестанты-баптисты (60%), методисты (18%) и др. В истории негритянского народа проявлялись две противоположные тенденции: к развитию в особую нацию и к интеграции в амер. нации; в последние десятилетия возобладала вторая тенденция, к-рая, однако, искусственно тормозится сегрегацией. Н. с 19 в. борются за подлинное равноправие. В 1909 была осн. "Ассоциация содействия прогрессу цветного населения", с 30-х гг. 20 в. возникают многие др. орг-ции (б. ч. с участием белых американцев), борющиеся против белого расизма; появляются и реакц. националистич. негритянские движения, отстаивающие расовое разделение вплоть до возвращения Н. в Африку — гарвеизм (см. М. Гарви), "Черный ислам". С 50-х гг. движение за равноправие Н. приобрело массовый характер; оно выработало новые формы борьбы (бойкот, рейсы свободы и др.) и одержало ряд успехов: под давлением движения и мирового обществ. мнения пр-во США приняло ряд законов, ограничивающих сегрегацию и дискриминацию. Однако эти законы в значит. мере остаются на бумаге: проведение их в жизнь встречает острое сопротивление расистов (особенно в юж. штатах, где они находятся у власти), к-рые прибегают к погромам, убийствам и т. п. Н. внесли большой вклад в культуру амер. народа, особенно в иск-во (музыка, театр), лит-ру (многочисл. писатели — У. Дюбуа, Л. Хьюз, Дж. Болдуин и др.), фольклор. Негритянское движение выдвинуло крупных деятелей: У. Дюбуа, М. Л. Кинг, Поль Робсон, Б. Дэвис, Дж. Джексон и др.

=====

Лит.: Народы Америки, т. 1, М., 1959, с. 429-500 (библ., с. 623-24); Нитобург Э. Л., О негритянском вопросе в США, "НиНИ", 1963, No 5; Фостер У., Негритянский народ в истории Америки, пер. с англ., М., 1955.

=====

М. Я. Берзина. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me