НАРОД

1) Широкое понятие, применяющееся к различным стадиям исторически складывающихся этнич. общностей людей. Н. называют племя, народность, нацию. 2) Население страны, гос-ва. 3) Народные массы — непосредств. производители материальных ценностей, трудящиеся; в антагонистич. обществах это — эксплуатируемые классы, в социалистич. обществе — рабочие, крестьяне, интеллигенция. Иногда в понятие Н. включают наряду с трудящимися все другие обществ. слои, к-рые в каждое данное время по своему объективному положению способны участвовать в решении задач общественного развития.

=====

Созидательная, движущая роль народных масс в жизни общества двояка. Их трудом создаются все материальные блага — все средства произ-ва, их трудом создаются и многие духовные ценности общества. Народное творчество оказало огромное воздействие на искусство. Производственный опыт масс влияет на развитие науки и техники. Но в антагонистич. обществе прямые творческие возможности народа скованы и подавлены. Клас. борьба в ее разнообразнейших формах и проявлениях — экономических, социальных, идейных, политических — служит второй стороной действенной историч. роли народных масс в антагонистич. обществе. При социализме второй стороной роли народных масс является их непосредственное участие в руководстве жизнью общества, в гос., хоз. и культурном строительстве.

=====

Дворянская и бурж. историография не могла не только решить вопроса о роли народных масс в истории, но даже и поставить его. В глазах дворянской историографии единственной движущей силой истории были руководящие гос., воен. и церковные деятели. Трудящиеся рассматривались как носители теневой, даже отрицательной стороны жизни. Гегель еще находил это представление самоочевидным, но обнаружил глубочайшую диалектику в том, что движение истории создается при этом не ее "хорошей стороной" — аристократией, а "дурной стороной" — темной и ропщущей крестьянской массой. Гегель поднимал эту концепцию до уровня общеэтич. закона: импульс морального движения исходит не от добра, а от зла, как неспокойного начала. Далекие от этой диалектики франц. бурж. историки эпохи Реставрации О. Тьерри, Ф. Гизо и др. в сущности лишь расширили и сместили немного вниз традиционное представление о силе, творящей историю: на место королей, дворянства, аристократии они поставили "средний класс", т. е. буржуазию; народным массам по-прежнему была отведена пассивная, исполнительная роль в историч. процессах и событиях. Реакционная школа историч. романтизма, в противоположность Гегелю, усматривала в народных массах любезное ей неподвижное, консервирующее начало в истории; народу была приписана роль воплощения нац. духа, хранителя историч. традиций, не изменяющихся в своей основе на протяжении веков. Этому взгляду противостоит (хотя кое в чем и сходен с ним) взгляд на народные массы в народническо-демократич. историографии. Ее крупнейшим представителем на Западе был Ж. Мишле, сделавший народ центральным понятием своих историч. концепций. Народные массы в изображении Мишле идеализированы, они всегда, при наличии благоприятных условий, выступают носителями справедливости и добра и, в сущности, не развиваются с ходом истории. Народолюбие Мишле чуждо пониманию объективных закономерностей истории, понятию классов. Но он интуитивно схватил и талантливо изобразил стихийную революционность народных масс, пылко разгорающуюся в такие переломные моменты, как Великая франц. революция 18 в. Аналогичны и взгляды на народные массы русских революц. народников 60-70-х гг. 19 в. В позднем либер. народничестве, у Н. К. Михайловского, это революционное идеалистич. "народо- поклонничество" сменяется "героепоклонничеством" — противопоставлением активных критически мыслящих личностей инертной и косной толпе.

=====

С того времени как К. Маркс и Ф. Энгельс заменили бурж. теорию клас. борьбы, сводившую последнюю к борьбе между буржуазией и дворянством, единственно научной теорией, роль народных масс впервые выступила в полном и ясном освещении. Главным водоразделом клас. борьбы в истории оказалась борьба эксплуатируемых классов против классов эксплуататорских. Непосредственную причину клас. борьбы в истории Маркс открыл в факте присвоения одними, а именно собственниками средств произ-ва, прибавочного труда и продукта других. Маркс показал, что клас. борьба в своей основе всегда была борьбой трудящихся против господ, а уж борьба между равными видами господ опиралась на нее; при этом Маркс отмечал, что история знает и такие периоды, когда те или иные эксплуататорские классы или их части выступали совместно с трудящимися классами в общем действии, как, например, буржуазия в эпоху ранних буржуазных революций; однако этот клас. союз всегда таил в себе антагонистич. противоречия, приобретавшие нередко значит. остроту. Марксистская историография изучение любых классовых блоков и союзов в истории начинает с анализа интересов каждого из классов. Выразителями этих интересов часто являются политич. группировки, партии, а также возглавляющие их историч. личности. Признавая значит. роль выдающихся личностей в истории, марксистская историография исходит из того, что личности не могут творить историю по своему произволу, что историч. значение политич. деятелей определяется тем, в какой мере они отражают потребности историч. развития и, следовательно, потребности и интересы классов и масс.

=====

В бурж. историографии эпохи заката капитализма и особенно эпохи общего кризиса капитализма (Ф. Ницше, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гасет, К. Ясперс и др.) продолжает господствовать представление о народе, как о толпе, способной лишь слепо повиноваться "героям", "высшим существам", "элите", или как о необузданной массе, активность к-рой должна подавляться разумными и просвещенными людьми.

=====

Народные массы обеспечивают прогрессивное развитие общества. Высшего подъема борьба масс достигает во время революций. История человеч. общества свидетельствует, что во всех великих революциях прошлого нар. массы были главной движущей силой, даже если плоды революции в конце концов доставались не им. "Революции — праздник угнетенных и эксплуатируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса..." (Ленин В. И., Соч., т. 9, с. 93). Сопротивляясь эксплуатации, народные массы вызывают тем самым многообразные формы отпора и обуздания, а отчасти также уступок и реформ со стороны господствующего класса. Таким образом, изменения в гос-ве и праве, церкви и религии, господствующей культуре и морали в конечном счете зависят от того, какие конкретные формы в данный момент принимает сопротивление нар. масс эксплуатации и угнетению. В ходе борьбы нар. масс против эксплуататоров складываются различные формы их сплочения и организации, их социального сознания и демократич. культуры. При этом эксплуататорские классы (напр., буржуазия в эпоху ранних буржуазных революций), создавая свою идеологию и политич. орг-цию, нередко заимствуют у трудящихся низов нек-рые стихийно рождавшиеся формы оппозиции; выступая тем самым в качестве представителей народа и защитников его интересов, они постепенно выявляют, однако, антинародное содержание своей политики. Таким путем в антагонистич. обществе народные массы своей борьбой против эксплуататоров оказывают влияние на движение господствующей цивилизации.

=====

Марксистско-ленинская социология исто- рична; соответственно характеристика роли народных масс в истории неразрывно связана с положением о прогрессивном возрастании роли народных масс при переходе от одной формации к следующей — одним из самых глубоких, по определению Ленина, положений марксизма, являющимся в то же время самым простым и понятным. Ленин писал: "...Чем больше широта исторических действий, тем больше число людей, которое в этих действиях участвует..." (там же, т. 31, с. 467). В древности основной трудящийся класс — рабы, имел наименьшие возможности для действий сплоченными крупными массами; он не мог иметь необходимой для этого организованности и сознательности. Соответственно глубина и размах воздействия народных масс на развитие древней истории были наименьшими, само развитие было наиболее медленным. С падением рабовладельч. строя новый способ произ-ва открыл гораздо больше возможностей не только для инициативы трудящихся в их хозяйствах, но и для проявления их клас. антагонизма к феодалам. Здесь, в феод. обществе, массовость народных движений и их действенность неизмеримо выше, чем при рабстве, но неизмеримо ниже, чем при капитализме. Народные массы — гл. сила бурж. революций, открывших новую историч. эпоху — эпоху капитализма. С ликвидацией феодализма, при капиталистич. способе произ-ва, объективные возможности клас. борьбы трудящихся грандиозно возрастают. Пролетариат создает партии, профсоюзы и другие орг-ции; вооруженный передовой научной теорией, пролетариат совершает во главе всех трудящихся величайшее историческое действие — социалистич. революцию. Окт. революция оказала могучее влияние на нар. массы всего мира, содействуя дальнейшему росту их революционной активности. Образование мировой системы социализма и распад колон. системы империализма — прямой результат их усилий.

=====

С концом антагонистических формаций полностью раскрывается, как подтверждает историч. опыт, марксистское положение о возрастании роли народных масс в истории. Только при социализме к активной общественной деятельности, устремленной к единой цели, привлекается многомиллионная масса трудящихся. "Живое творчество масс, — указывал Ленин, — вот основной фактор новой общественности... Социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно- бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс" (там же, т. 26, с. 254-55). Через гос., партийные, профсоюзные органы трудящиеся принимают прямое и непосредственное участие в сознательном и плановом развитии своей страны. Всеобщее социалистическое соревнование, массовая учеба, массовое изобретательство, массовый контроль, широчайшее вовлечение трудящихся в творчество культуры, все это — проявления качественно новой роли народных масс в жизни и развитии общества по сравнению со всей предшествовавшей мировой историей. Построение социализма и переход к развернутому строительству коммунизма в СССР, строительство развитого социалистич. общества в ряде других стран социалистич. системы, будучи результатом творческого труда народных масс, создают необходимые условия для дальнейшего повышения их роли в общественной жизни.

=====

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, или Критика критической критики, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг., там же, т. 7; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Что делать?, там же, т. 5; его же, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 9; его же, Очередные задачи советской власти, там же, т. 27; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 33; Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Мавродин В., Осн. этапы этнич. развития рус. народа, "ВИ", 1950, No 4, с. 62 (об употреблении термина Н. как этнич. общности); Бутенко А. П., О содержании понятия "народ", там же, 1955, No 4; его же, Народ как социологич. категория, "ВФ", 1957, No 1; Горохов А. В., Учение В. И. Ленина о народе как социологич. категории, в кн.: В. И. Ленин и вопросы марксистской философии, М., 1960; Францев Ю. П., Роль народных масс в историческом процессе, "Коммунист", 1964, No 18; Поршнев Б. Ф., Феодализм и нар. массы, М., 1964, ч. 2, гл. 1.

=====

Б. Ф. Поршнев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Народ — 1) в широком смысле слова — всё население определённой страны. 2) В историческом материализме — Н., народные массы, социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы... Большая советская энциклопедия
  2. НАРОД — НАРОД – 1) население определенной страны; 2) историческая общность людей. Слово «народ» употребляется в научной литературе в двух основных значениях – в политическом и в культурно-этническом. Новая философская энциклопедия
  3. народ — -а, м. 1. Население, жители той или иной страны, государства. Советский народ. □ Всюду в них [городах и поселках страны] трудятся и обитают люди, разные, самобытные, со своими нравами, характерами и стремлениями. Малый академический словарь
  4. НАРОД — НАРОД — англ. people; нем. Volk. 1. Население страны, государства. 2. Связанная одинаковым происхождением и языком культ.-истор. общность людей. Социологический словарь
  5. народ — Наро́д/. Морфемно-орфографический словарь
  6. народ — орф. народ, -а и (в знач. «люди») -а и -у Орфографический словарь Лопатина
  7. Народ — 1. В социально-политическом и историческом планах — население страны, совокупность классов, наций, народностей, имеющих общую историческую судьбу. 2. В лингвокультурном плане то же, что этнос, обозначение вида этнической общности. См. также: Население, Нация, Этнос Словарь социолингвистических терминов
  8. народ — 1. Население страны, совокупность классов, наций, народностей, имеющих общую социально-политическую и историческую судьбу. 2. То же, что и этнос. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  9. Народ — Общность людей, обладающая единым самосознанием, выраженным в самоназвании. Обычно народ имеет единый язык, определенный исходный ареал распространения (в настоящее время часто весьма условный), культурно-поведенческие нормы и историю. Физическая антропология
  10. Народ — I. Библ. родословия показывают, как из одного семейства происходили роды и племена (см. Колено), а из них образовывались Н., поэтому слово «Н.» во многих случаях передает расшир. понятие семьи. Человек от рождения принадлежит не только к определ. Библейская энциклопедия Брокгауза
  11. народ — Народность, нация, национальность, племя, язык, раса ср. !! племя см. >> толпа, человек, чернь, язык см. также -> глас народа – глас божий Словарь синонимов Абрамова
  12. народ — Нар’од — сообщество людей, связанных общим происхождением, общим делом или общей верой. В этой среде проявляет себя каждый отдельный человек. В мире люди держатся своего народа, как и своих богов, называя это патриотизмом и гражданственностью. Библейский словарь Вихлянцева
  13. народ — (иноск.) — люди известного рода, сорта; человек, принадлежащий к известному сорту людей Ср. "Мастеровой люд народ избалованный". Ср. "С этим народцем, с дворовыми, нелегко управиться". Ср. "Что с этим народом поделаешь?!" Ср. Volk. Фразеологический словарь Михельсона
  14. народ — сущ., м., употр. очень часто (нет) чего? народа и народу, чему? народу, (вижу) что? народ, чем? народом, о чём? о народе; мн. что? народы, (нет) чего? народов, чему? народам, (вижу) что? народы, чем? народами, о чём? о народах... Толковый словарь Дмитриева
  15. народ — Общеслав. Производное от народити, преф. производного от родити. См. рождать. Ср. племя, люди. Этимологический словарь Шанского
  16. народ — НАРОД -а; м. 1. Население той или иной страны. Американский н. Цивилизованные народы Европы. 2. Нация, национальность, народность. Народы Африки. Русский н. Трудолюбивый, талантливый н. Народ-созидатель, народ-творец (высок.). Малые народы. 3. только ед. Толковый словарь Кузнецова
  17. народ — Широкая, многозначная общность людей, под которой подразумевается: 1) население государства, жители страны; 2) народность, нация; 3) основная трудовая масса населения страны; 4) большие скопления людей... Этнографический словарь
  18. народ — 1) в теории конституционного права все население данного государства, образующее единую социально-экономическую и политическую общность независимо от деления его на какие-либо национальные общности (в конституционной доктрине ряда стран, в т.ч. Большой юридический словарь
  19. народ — НАРОД, а (у), м. 1. (а). Население государства, жители страны. Российский н. 2. (а). Нация, национальность или народность. Русский н. Северные народы. 3. (а), ед. Основная трудовая масса населения страны. Трудовой н. Выходцы из народа. Простой н. 4. ед. Толковый словарь Ожегова
  20. народ — НАР’ОД ***** как право наций на самостоятельное государственное существование.» Сталин. «...Расцвет национальной культуры народов ·СССР...» Сталин. 3. только ед. В эксплоататорском государстве — основная масса населения (преим. Толковый словарь Ушакова
  21. народ — Это слово связано с глаголом наградить) – вещь достаточно очевидная, хотя мы, вероятно, и не задумываемся об этом. Этимологический словарь Крылова
  22. народ — наро́д род. п. -а, диал. также "толпа, стадо (коров)", арханг. (Подв.). От на и род. Этимологический словарь Макса Фасмера
  23. НАРОД — НАРОД — 1) все население определенной страны. 2) Различные формы исторических общностей (племя, народность, нация). Большой энциклопедический словарь
  24. народ — народ м. 1. Общность людей, объединённых языком, историей и культурой. || Население, объединенное принадлежностью к одному государству; жители страны. 2. Одна из форм исторической, этнической общности; нация, народность, племя. Толковый словарь Ефремовой
  25. народ — НАРОД м. люд, народившийся на известном пространстве; люди вообще; язык, племя; жители страны, говорящие одним языком; обыватели государства, страны, состоящей под одним управленьем; чернь, простолюдье, низшие, податные сословия; множество людей, толпа. Толковый словарь Даля
  26. Народ — Ежедневная политическая и литературная бесцензурная газета; выходит в СПб. с 1 декабря 1896 г. Издатель — А. П. Мальшинский, редактор — Н. Я. Стечкин. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона