МАСКИ ПОГРЕБАЛЬНЫЕ

Маски, обычно клавшиеся в погребения на лицо умершего. Были распространены у разных народов в разл. время. Связаны с культом предков и представлением о загробной жизни. Древнейшие М. п. из дерева, глины, гипса, золота найдены в Египте. Так, в Амарне была раскопана мастерская скульптора (2-е тыс. до н. э.), в к-рой найдены М. п. из гипса, снятые с умерших. Золотые М. п. были раскопаны в шахтных гробницах Микен (16 в. до н. э.), а также в Иране, на о-ве Самосе они были найдены в могилах 6 в. до н. э. Открыты М. п. в Ниневии, Карфагене, Испании, Галлии, а также в древних погребениях Мексики и Перу. Особенно большое значение М. п. получили в Италии у этрусков, а позднее — у римлян, у к-рых в похоронной процессии, сопровождавшей знатного покойника, участвовали актеры в масках, передававших портретные черты предков умершего. На территории СССР золотые М. п. найдены в Ольвии и Пантикапее. Обычай помещать М. п. на лица умерших существовал в Сибири у населения ср. Енисея в кон. 1-го тыс. до н. э. — 7-8 вв. н. э. (поздний период тагарской культуры и таштыкская культура). Сибирские маски индивидуальны и портретны; их изучение позволяет установить физич. тип населения того времени.

=====

Лит.: Кузнецов С. К., Погребальные маски, их употребление и значение, Каз., 1906; Вощинина А. И., Очерк истории древнеримского искусства, Л., 1947; Павлов В. В., Скульптурный портрет в Др. Египте, М.-Л., 1937; Кобылина М. М., К вопросу о римско-египетском портрете, в сб.: Античный портрет, Л., 1929; Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, 2 изд., М., 1951, с. 446-59, табл. 1, 40-43; Кызласов Л. Р., Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины, М., 1960; Maske, PWK, (Bd 14, Tl 2), Hlbd 28, S. 2105-13; Gregor J., Die Masken der Erde, Münch., 1936.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Маски погребальные — Маски (См. Маска), клавшиеся в погребения на лица умерших. Этот обычай, связанный с культом предков (См. Культ предков) и представлением о загробной жизни, был распространён у разных народов в различное время. М. Большая советская энциклопедия