ЛЕССИНГ

1.

(Lessing), Готхольд Эфраим (22.I.1729 — 15.II.1781) — нем. философ-просветитель, теоретик искусства, драматург. Род. в семье лютеранского пастора. В 1746-48 учился в Лейпциге, в 1770-81 — библиотекарь в г. Вольфенбюттель (Брауншвейг). Л. боролся против теологии, отстаивая свободу науч. исследования. Историю человеческого общества Л. понимал как медленное поступательное развитие человеческого сознания, как процесс преодоления неразумия и освобождения от всяческих догм, особенно религиозных ("Воспитание рода человеческого", 1780, "Эрнст и Фальк", 1778-80). Быстро освободившись от иллюзий в отношении "короля-философа" Фридриха II, Л. назвал Пруссию "самой рабской страной Европы" (письмо Николаи 25 авг. 1769).

=====

Центр. место в творч. наследии Л. занимают его работы по эстетике ("Письма, касающиеся новейшей литературы", 1759; "Лаокоон", 1766; "Гамбургская драматургия", 1767-69). Пафос этих работ — в сближении искусства с жизнью, в обосновании принципов просветительского реализма. В драмах Л. поставлены актуальные вопросы, отражены события современности, напр. Семилетняя война ("Минна фон Барнхельм", 1767). Мировую славу принесли Л. две последние драмы: "Эмилия Галотти" (1772) с ее смелым обличением феод. тирании и "Натан Мудрый" (1779) — духовное завещание Л. — осуждение религ. и нац. нетерпимости, призыв к равенству и братству народов. В России имя Л. стало широко известно во 2-й пол. 19 в. Для Н. Г. Чернышевского Л. был примером литератора-борца.

=====

Соч.: Sämtliche Schriften, 3 Aufl., Bd 1-23, Stuttg., 1886-1924; Gesammelte Werke, Bd 1-10, В., 1954-58; в рус. пер. — Соч., т. 1-10, СПБ, 1904; Избр. произв., М., 1953.

=====

Лит.: Чернышевский Н. Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, в его кн.: Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948; Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 1, М.-Л., 1934; Гриб В. Р., Жизнь и творчество Лессинга, в его кн.: Избр. работы, М., 1956; Фридлендер Г., Лессинг. Очерк творчества, М., 1957; Seidel S., G. E. Lessing, 1729-1781, В., 1963.

=====

С. В. Тураев. Москва.

2.

(Lessing), Теодор (8.II.1872 — 30.VIII.1933) — нем. философ и писатель. В 1908-26 — проф. Высшей технич. школы в Ганновере. Убит фашистами. Концепция философии истории в кн. Л. "История как осмысление бессмысленного" носит субъективистский характер; всякое толкование истории, по Л., суть мифотворчество; ист. исследованием нельзя достигнуть общезначимой научной истины. Л. критиковал совр. капиталистич. строй, считая, что прогресс техники ведет к вырождению зап. цивилизации; выход Л. видел в слиянии европ. культуры с азиатской, к-рую он считал более близкой природе.

=====

Соч.: Untergang der Erde am Geist. (Europa und Asien), Hannover, 1924; Geschichte als Sinngebung des Sinnlosen. Oder die Geburt der Geschichte aus dem Mythos, Hamb., (1962).

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Лессинг — ЛЕССИНГ Готфрид Эфраим (Gottfried Ephraim Lessing, 1729—1781) — немецкий писатель, один из крупнейших представителей литературы европейского Просвещения (см.). Родился в саксонском городке Каменец в семье пастора. Литературная энциклопедия
  2. Лессинг — I Ле́ссинг (Lessing) Готхольд Эфраим (22.1.1729, Каменц, Саксония, — 15.2. 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы. Родился в семье пастора. Большая советская энциклопедия
  3. ЛЕССИНГ — ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (1729-81) — немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик Просвещения, основоположник немецкой классической литературы. Большой энциклопедический словарь
  4. Лессинг — Теодор Лéссинг (Lessing) (1872-1933) нем. философ; получил степень д-ра философии в Эрлангене. Осн. произв.: “История как придание смысла бессмысленному”, “Закат Земли в духе. Европа и Азия”, “Введение в совр. Словарь по культурологии
  5. ЛЕССИНГ — ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (1729-1781) — немецкий философ-просветитель, писатель, критик, основатель национального немецкого театра. Общим направлением эстетики... Новейший философский словарь