КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1524-25

В Германии, Великая крестьянская война, — происходила в эпоху Реформации и явилась кульминац. пунктом всего обществ. движения этой эпохи. Революц. выступления нем. крестьян — отдельно или вместе с социальными низами городов — не были тогда в Германии новым явлением. Связанный с развитием товарно-ден. отношений процесс ухудшения положения крестьян, начавшийся с кон. 14 в. и принявший характер феод. реакции — всеобщего стремления феодалов и князей (особенно Юго-Зап. и Средней Германии) возобновить крепостное состояние крестьян и увеличить их феод. повинности, приводил часто к выступлениям и восстаниям, не выходившим в осн. из местных рамок и остававшимся изолированными (см. "Башмак", "Бедный Конрад" и др.). В обстановке же характерных для нач. 16 в. экономич. сдвигов — прежде всего зарождения и развития раннекапиталистич. отношений — и обострения социально-политич. борьбы, получившей в лозунгах Реформации общенац. программу (см. в ст. Германия), выступление крестьян в 1524-25 приобрело новое, невиданное в средние века значение: К. в. стала высшим революционным пунктом в общем движении, охарактеризованном Ф. Энгельсом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21, с. 417-18; т. 22, с. 307-08; т. 28, 1940, с. 148) как первая крупная битва против феодализма, как первый акт бурж. революции в Европе (см. также В. И. Ленин, Соч., т. 15, с. 43). Этим определяется как широкий революц. размах К. в., общенац. масштаб ее распространения, так и вся ее внутр. история — провозглашенные тогда в нар. массах идеи и программы социальных преобразований.

=====

К. в. началась летом 1524 в Юж. Шварцвальде. Крест. волнения, вылившиеся в ландграфстве Штюлинген в июне 1524 в открытое восстание, вызвали большую тревогу в кругах феодалов вследствие обнаружившейся связи восставших с нар. течениями реформац. движения, особенно с революц. пропагандой сторонников вождя крест.-плебейских масс — Томаса Мюнцера. Эта пропаганда, распространявшаяся гл. обр. анабаптистами, сделалась среди стихийно начавшихся волнений организующим фактором, объединяя жалобы крестьян и гор. низов на своих господ в общую программу борьбы угнетенного народа против всех господ, за всеобщий социальный переворот. Идеи социального переворота, к-рый должен наступить в результате борьбы нар. масс, получили выражение в первой программе революц. крестьянства, составленной в близких к Мюнцеру кругах в кон. 1524 или в нач. 1525, — Статейном письме. Оно указывало на необходимость "полного освобождения" бедных и простых людей от гнета всех господ и властей и переустройства жизни на основе "общей пользы" и "божественного права". Восстание быстро распространялось. Весной 1525 центром его сделалась Верх. Швабия, где образовались крупные крест. отряды (Бальтрингенский, Верхнеальгауский, Приозерный). Здесь, как и в др. р-нах К. в., наряду с революц. пропагандой Мюнцера, увлекавшей массу беднейших крестьян и гор. плебса, велась пропаганда сторонниками умеренной тактики, стремившимися лишь к смягчению феод. тягот. Эта пропаганда, к к-рой прислушивались зажиточные крестьяне, мн. вожди отрядов и примкнувшие к восставшим радикальные элементы бюргерства, исходила гл. обр. от сторонников цюрихского реформатора У. Цвингли. В нач. марта 1525 три гл. отряда Верх. Швабии объединились на основе общего требования "божественного права". Однако внутри этого объединения обнаружились разногласия по вопросу о том, следует ли "божественное право" понимать в духе Статейного письма — как устранение всех господ — или в духе более умеренной пропаганды цвинглианства. В то время как крест. массы, поощряемые революц. программой Статейного письма, штурмовали дворянские замки и разоряли монастыри, в кругах умеренных руководителей была составлена сводка крест. требований, обобщенных на основе "божественного права" в его умеренной трактовке. Так возникла программа "Двенадцать статей". В ней говорится о мирных намерениях крестьян и их стремлении только к смягчению феод. гнета: к упразднению крепостной зависимости, уменьшению поборов и барщины, отмене малой десятины, восстановлению свободного пользования общинными угодьями. "12 статей" получили большое распространение среди восставших, к-рые сочетали конкретные требования этой программы с революц. тактикой Статейного письма. 25 марта руководители объединившихся верхнешвабских отрядов, вступившие в переговоры со Швабским союзом, заключили перемирие с господской партией. Это дало феодалам выигрыш времени для мобилизации воен. сил. 4 апр. войска Швабского союза вероломно напали на крестьян. Разрозненность действий крест. отрядов, доверчивость и прямое предательство мн. вождей привели в апр. 1525 к поражению крестьян Верх. Швабии, разбитых войсками Швабского союза под предводительством Г. Трухзеса.

=====

Во Франконии восстание началось в кон. марта 1525 в округе имперского города Ротенбурга и в нач. апр. распространилось по всей области. Здесь действовали два осн. крест. отряда: Светлый — в юго-зап. Франконии под рук. Я. Рорбаха и Франконский — в долине Таубера. Восставшие развернули решит. действия, захватывая и разрушая монастыри и замки, заставляя мн. феодалов давать крестьянам продовольствие и оружие и признать "12 статей". Бюргерство Франконии склонялось к участию в К. в. Но оно не было единым. Предпринимательские элементы стремились к устранению препятствий, чинимых их деятельности со стороны князей и феодалов, но придерживались умеренной тактики. Обедневшие же мастера и торговцы, близкие к плебсу, выступали более решительно на стороне крестьян. В ряде городов, в т. ч. в Хейль-бронне, демократич. элементы открывали крестьянам ворота. Однако во 2-й пол. апреля в юж. Франконии и юж. Оденвальде одержали верх умеренные элементы, ориентировавшиеся на союз с оппозиц. дворянством и стремившиеся использовать революц. движение крестьян в интересах умеренной имперской реформы. Эти элементы, возглавляемые Венделем Гиплером, стремились притупить антидворянский характер крест. движения, добились приглашения в качестве командующего крест. отрядами рыцаря Гёца фон Берлихингена, поставившего условием отказ от враждебных действий против замков и монастырей; Я. Рорбах и присоединившийся к крестьянам рыцарь Флориан Гейер вынуждены были отделиться со своим отрядом от Берлихингена. Затем было предпринято "исправление" "12 статей"; требования были сформулированы менее определенно, а их выполнение откладывалось до проведения имперской реформы. Ее проект известен под назв. "Гейльброннской программы". Она предусматривала ряд бурж. преобразований и гос. централизацию и сама по себе являлась для того времени прогрессивным документом. Однако лежавшее в основе ее стремление к компромиссу с оппозиц. рыцарством и фактич. игнорирование интересов крестьян в те дни, когда необходимо было вовлечь в борьбу все силы, готовые к решит. действиям против феодалов и князей, могли играть только отрицат. роль в ходе движения. В нач. июня 1525 крестьянские отряды во Франконии были разбиты Трухзесом.

=====

С особой силой крест.-плебейское движение развернулось в Средней Германии — в сев. Франконии и в Тюринго-Саксонском р-не. В сев. Франконии центрами движения стали занятые крестьянами в нач. апреля монастыри Бильдхаузен и Аура. Мощным крест. лагерям этого р-на формально подчинились мн. города и рыцарские замки. В Тюринго-Саксонском р-не восстанием непосредственно руководил Мюнцер. Центром восстания стал г. Мюльхаузен, где еще 17 марта 1525 произошел революц. переворот и было создано революц. пр-во. В Тюрингии восставшие занимали города, замки, монастыри и господские имения, производили разделы имущества феодалов среди крестьян и горожан, объявляя свои действия началом установления общего равенства людей во всей стране и за ее пределами. Ф. Энгельс охарактеризовал движение в Тюрингии как кульминац. пункт всей К. в., к-рый был вместе с тем и самым коротким ее эпизодом, потому что стремление Мюнцера централизовать усилия восставших и создать в Тюрингии революц. центр всего восстания разбилось о неспособность крестьян подняться выше местных интересов. Небольшой и плохо вооруж. отряд Мюнцера в неравном бою с вооруженным артиллерией княж. войском, возглавлявшимся ландграфом Филиппом Гессенским, потерпел поражение под Франкенхаузеном (15 мая 1525). Попавший в руки князей нар. герой Мюнцер после мучительных пыток был казнен (27 мая). 25 мая сдался Мюльхаузен. Движение в Тюрингии было подавлено. Борьба крестьян продолжалась еще нек-рое время в Эльзасе и в австр. землях, особенно в Тироле. Замечат. предводителем тирольских крестьян, боевые действия к-рых продолжались в 1526 и позже, был Михаил Гайсмайр. К. в. была подавлена с Исключит. жестокостью; погибло более 100 тыс. восставших. Поражение К. в. привело к тяжелым последствиям для экономич. и политич. развития страны: крайнему усилению феод. реакции, укреплению власти князей и закреплению политич. раздробленности Германии. Причину поражения К. в. Энгельс видел в разрозненности крест. выступлений и неумении всех слоев оппозиции возвыситься над местными, провинциальными интересами, в том, что "...даже крестьяне и плебеи в большинстве районов Германии не смогли объединиться для совместных действий..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 435). Вместе с тем К. в. показала, что главной силой в борьбе с феодализмом на заре капиталистич. развития были крестьяне и их союзники — гор. плебейство, и в этом ее гл. ист. значение.

=====

Историки, изучавшие историю К. в., обычно рассматривали вопросы об общем ее характере, причинах и значении в ист. судьбах нем. народа — в связи с историей обществ. движения Германии в эпоху Реформации, как Центр. проблемы общеполитич развития Германии при переходе от средневековья к новому времени. Ф. Ф. Эксле (F. Fr. Öchsle, Beiträge zur Geschichte des Bauernkrieges in den schwäbisch-fränkischen Grenzlanden, Heilbronn, 1830), отражавший настроения либеральных кругов, стремился показать, что причиной угнетенного положения крестьян (и, следовательно, К. в.) было отсутствие в Германии регулярного гос. и суд. устройства. Эксле утверждает, что восстание могло быть предотвращено политич. и суд реформой и считает "настоящими вождями" крестьян авторов Гейльброннской программы. Л. Ранке (L. von Ranke, Deutsche Geschichte im Zeitalter der Reformation, Bd 2, В., 1842) видел причину К. в. в том, что имперские власти не сумели перестроить империю в духе лютеровской реформации. Этим по его мнению, были развязаны те революц. силы, к-рые идеэлог прус. юнкерства Ранке называет "разрушительными силами". Левый бурж. демократ В. Циммерман (История крестьянской войны в Германии, пер. с нем., т. 1-2 M., 1937), наоборот, видел в К. в. творческую, прогрессивную силу, указавшую путь преобразования общественного и политического порядка — установления единства, непременным условием к-рого было, по его мнению, освобождение крестьян от феодального гнета. Циммерман стремился дать правдивый образ Мюнцера. В то же время Циммерман не понимал клас. характера борьбы против феодализма и не заметил расслоения в лагере обществ. оппозиции. Католич. историки И. Э. Йёрг (J. Е. Jörg, Deutschland in der Revolutionsperiode von 1522-1526, Freib., 1851) и И. Янсен (J Janssen, Geschichte des deutschen Volkes seit dem Ausgang des Mittelalters Bd 2 Freib., 1880) считали, что в положении нем. крестьянства перед К. в. не было предпосылок к восстанию. К. в., по их мнению, была делом не крестьянства, а гор. низов ("пролетариата"), к-рые пришли в движение под влиянием Лютера, якобы врага порядка и патриарх. отношений. Либеральные историки Э. Готейн и К. Лампрехт показали происходивший перед К в процесс ухудшения положения крестьянства, но считали, что в его основе лежали особенности сословного и правового развития Германии, в результате к-рых при бурном экономич. и культурном росте городов и бюргерства деревня пребывала в натурально-хоз. одичании, что вело к полной потере крестьянством публично-правового значения и низводило его в крепостное состояние. В. Штольце (W. Stolze, Der deutsche Bauernkrieg, Halle, 1907; его же, Bauernkneg und Reformation Lpz, 1926) впервые в бурж. историографии после Циммермана взялся дать очерк К. в. в целом в ее связи с Реформацией но преследовал при этом реакц. цели. Он пытался доказать, что история Германии не знает социальных революций, что крестьяне выступали не против светских феодалов а только против католич. реакции, что, следовательно, К. в. якобы была по существу религ., а не социальной борьбой. "Продолжателем" Штольце в сознательном извращении истории К. в. является реакц. историк Г. Франц (G. Franz, Der deutsche Bauernkrieg, Münch. — В., 1933), отстаивавший в первом издании своей книги тезис о том, что крестьяне в 1525 добивались того положения, к-рого они, наконец, "достигли" в Третьей империи Гитлера. В новом издании книги (1956) Франц снял откровенно прогитлеровские формулировки, но сущность его концепции осталась прежней.

=====

Классич. науч. анализ К. в. дан Ф. Энгельсом в работе: "Крест. война в Германии" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7), написанной в 1850, в предисловиях к ней, написанных позже, и в ряде др. работ. Рассматривая события К. в. в неразрывной связи со всем обществ. движением эпохи Реформации, к-рое он называет нем. революцией 16 в., сопоставляя эту революцию с революцией 1848-49, Энгельс подчеркивает, что в обеих революциях речь шла о решении нац. задачи нем. народа, вытекавшей из своеобразного ист. развития Германии. Данный Энгельсом анализ обстановки в Германии в первые десятилетия 16 в., сложности клас. структуры в политически раздробленной стране, позиций разных классов и клас. группировок в ходе К. в., так же как и идеологии разных слоев имущих классов и народных низов, показывает, какое значение для нац. развития нем. народа приобрела борьба нар. масс, почему "идеи и планы", зарождавшиеся в нач. 16 в. у нем. крестьян и плебеев, заслуживают особого внимания деятелей рабочего движения нового времени. Причины мощного размаха революции 16 в., так же как и осн. причины ее неудачи, Энгельс видел в коллизии между определившимся к тому времени направлением нац. развития и тем, что в стране не сложилось тогда класса, способного повести за собой др.оппозиц. группировки (полнее о вкладе Энгельса в разработку истории К. в. см. в работе: Смирин М. М., Ф. Энгельс о значении К. в. 1524-25 гг. в истории Германии, в сб.: Ср. века, в. 21, М., 1962). Методологич. положениями Энгельса руководствуются в исследованиях проблем К. в. историки-марксисты. Внимание сов. историков привлекла проблема агр. отношений в Германии перед К. в. (работы М. М. Смирина, В. Е. Майера), выяснение роли в К. в. нар.-реформац. направления, связанного с именем Мюнцера (M. M. Смирин, Нар. реформация Томаса Мюнцера и Великая крест. война, 2 изд., М., 1955; его же, Социальная борьба в горных районах Саксонии в конце XV — нач. XVI вв. и во время Великой крест. войны, в сб.: Ср. века, в. 24-25, М., 1963-64). Роли городов в К. в. посвящены работы В. В. Стоклицкой-Терешкович ("Ротенбургское восстание 1525 г.", ИЗ, М., 1938, т. 2) и В. А. Ермолаева ("Франконский город в Крест. войне 1525 г.", в сб.: Ср. века, в. 5, М., 1954). История К. в. исследуется историками ГДР. В 1953 издана монография А. Мёйзеля о Т. Мюнцере (A. Meusel, Thomas Müntzer und seine Zeit, В., 1952), большая работа по изучению проблем ранней бурж. революции 16 в. в Германии проводится секцией медиевистики Нем. ист. об-ва и Ин-том истории Германии при Лейпцигском ун-те. В сб. "Die frühbürgerliche Revolution in Deutshland" (В., 1961) даны статьи по важным вопросам истории К. в. Группой историков Лейпцигского ун-та подготовляются исследования о роли Мюнцера в К. в. (исследования М. Штейнмеца, М. Бензинга и др.). В конце 1965 выходит популярная история К. в. (М. Bensing, S. Ноуег, Der deutsche Bauernkrieg 1524-1526). В дек. 1964 в Лейпциге происходил междунар. коллоквиум (с участием ученых СССР), посвящ. проблеме раннебурж. революции в Германии (см. "ZG", 1965, Н. 4, s. 690-93). Проблемы К. в. были предметом исследования также чехословацких ученых — В. Гусы и Й. Мацека. Интерес В. Гусы обращен гл. обр. к вопросу о чеш. связях Мюнцера (V. Husa, Thomas Müntzer a Cechy, Praha, 1957). Й. Maöеку принадлежит научно-популярная работа "Из революц. прошлого нем. народа" (J. Macek, Z revolucní minulosti nemeckéno lidu, Praha, 1955) и капитальное исследование; "Тирольская крест. война и Михаил Гайсмайр" (J. Macek, Tyrolská selská válka a Michal Gaismair, Praha, 1960), в к-ром автор особенно подробно останавливается на социальной и политич. программе Гайсмайра и показывает глубоко демократич. основу той нар. республики, к-рую Гайсмайр стремился установить.

=====

M. M. Смирин. Москва.

—***—***—***—

Крестьянская война в Германии

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1524-25

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me