КОНТ

(Comte), Огюст (19.1.1798 — 5.IX.1857) — франц. философ, родоначальник позитивизма. Род. в семье чиновника. Учился в Политехнич. школе. В 1817 стал секретарем Сен-Симона и его последователем; через несколько лет разошелся с Сен-Симоном. Испытал также известное влияние Тюрго, Кондорсе, Д. Юма; В 1825-1848 преподавал в Париже математику и астрономию.

=====

Осн. труд К. — "Курс позитивной философии" ("Cours de philosophie positive", v. 1-6, P., 1830-42; в рус. пер. — Курс положительной философии в 6 тт., т. 1-2, СПБ, 1899-1900), по замыслу автора, должен был охватывать все области знания и общественной жизни. К. предпринял попытку построить на основе точных наук "позитивную" науку об обществе, стремясь познать законы обществ. развития как законы физики. Всю историю познания К. (вслед за Сен-Симоном) рассматривал как смену "трех стадий мышления": "теологической" — когда господствовало объяснение всех явлений воздействием божеств, сил; "метафизической" — объяснение всех явлений метафизич. "силами природы"; "позитивной", или "научной", — науч. объяснение явлений, установление законов, подчинение и преобразование природы с помощью точных наук. К. различал три стадии обществ. развития (соответствующие стадиям мышления): наиболее раннюю, когда господствуют авторитет порядка, военные и жрецы; переходную (с ней связаны: критика, сомнения, революции, конституционализм; руководство обществом переходит к законникам и адвокатам) и научно-промышленную (соответствующую стадии позитивной) — это высшая ступень, ступень науч. политики, отвергающей и реставрацию, и революцию; во главе общества должны стоять "промышленники и ученые". Взгляды К. на общество, несмотря на очевидный идеализм (сам К. считал, что он становится "выше" и идеализма, и материализма), имели нек-рые прогрессивные черты. Ему присущи уверенность в существовании "естественной" закономерности социального развития, оптимизм, вера в безграничный прогресс общества, убеждение в определяющей роли науч. и технич. знаний для ист. развития. Однако в целом К. в своих взглядах на общество сделал шаг назад по сравнению с наиболее прогрессивными мыслителями кон. 18 — нач. 19 вв., что отразило эволюцию пришедшей к власти и становившейся реакционной франц. буржуазии. Восприняв из естеств. наук характерную для 19 в. идею развития, К. усвоил ее не в диалектич. форме (как Гегель и Сен-Симон), а в гораздо более бедной содержанием эволюц. форме. Те идеи, к-рые К. заимствовал у Сен-Симона, он опошлил на свой филистерский лад (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 480). К. выхолостил из учения Сен-Симона социалистич. идеи и зародыши материализма, придав его идеям ограниченный, классово-бурж. смысл. В своей филос. системе К. не отрицает существования реального мира, но остается агностиком, т. е. считает невозможным проникновение в суть вещей. Отсюда отрицание им причинной связи, понимание под всеобщими законами лишь "законов последовательности и подобия". Наиболее ярко "узкое, филистерское мировоззрение" К. (см. там же, с. 479) проявилось в его социологии, к-рой он уделял большое внимание, впервые введя этот термин. Социологию он делит на "социальную статику" и "социальную динамику". В основе первой лежит, по К., "закон порядка", в основе второй — "умственный процесс". Отсюда девиз К.: "Порядок и прогресс". Его социальный идеал — гармония между классами. Хотя К. в своей философии якобы опирался на естеств. науки, к концу жизни он пришел не только к защите религии, но и к созданию позитивистской церкви.

=====

Взгляды К. оказали значит. влияние на развитие позитивистской философии и историографии (его последователи — Дж. С. Милль, Г. Спенсер, И. Тэн, Г. Т. Бокль, Э. Литтре и др.).

=====

Соч. в рус. пер. — Дух позитивной философии, СПБ, 1910; Общий обзор позитивизма, в кн.: Родоначальники позитивизма, в. 4-5, СПБ,, 1912-13.

=====

Лит.: Маркс К., Первый набросок "Гражданской войны во Франции", К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 17, с. 560-61; История философии, т. 2, М., 1957; Баскин М. П., О. Конт и его место в истории мировой культуры, "ВИМК", 1957, No 6; Асмус В. Ф., О. Конт, "ВАН", 1957, No 9; Gouhier H., La jeunesse d'Auguste Comte et la formation du positivisme, v. 1-3, P., 1933-41; Lacroix J., La sociologie d'Auguste Comte, P., 1956; Cresson A., Auguste Comte, P., 1957.

=====

Ю. И. Хаинсон. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КОНТ — КОНТ (Conte) Огюст (1798-1857) — французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в т. Новейший философский словарь
  2. конт — Инструмент для взлома сейфов Словарь воровского жаргона
  3. конт — I. КОНТ I, КОНТЕ * comte m. Граф. Из города Лундена подлинные вести есть, что туды из Францужской земли из горада париса от конте де ля Листера нарочнои гонец приехал з договорными статьями. Куранты 1600-1639 с. 1773 л. 19. // РР 1982 1 116. Словарь галлицизмов русского языка
  4. Конт — (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье, — 5.9.1857, Париж), французский философ, один из основоположников Позитивизма и буржуазной социологии. В 1817—22 был секретарём А. Сен-Симона, затем — экзаменатором и репетитором Политехнической школы в Париже. Большая советская энциклопедия
  5. КОНТ — Kонт (Comte) Огюст (19.01.1798, Монпелье-05.09.1857, Париж)- французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма и социальный реформатор... Социологический словарь
  6. КОНТ — КОНТ (Comte) Огюст (19 января 1798, Монпелье – 5 сентября 1857, Париж) – французский философ, основатель позитивизма [ПОЗИТИВИЗМ]и социологии. Новая философская энциклопедия
  7. КОНТ — КОНТ (Comte) Огюст (1798-1857) — французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Большой энциклопедический словарь