ЕВРЕИ

Самоназвание и общее этнич. название (на рус. яз.) народов, живущих в разных странах, но ведущих свое происхождение от древнеевр. народности; верующие Е. исповедуют иудаизм. В 13-12 вв. до н. э. древнеевр. скотоводч. племена, кочевавшие в Аравии, переселились в Палестину, где частично смешались с ханаанеями и хеттами и перешли к оседлости и земледелию. Их родоплеменной строй сменился классовым, образовалось единое гос-во (ок. 1000 до н. э.), чему способствовала борьба с соседними племенами (филистимлянами и др.). Ок. 935 до н. э. это гос-во распалось на два: северное — Израильское царство, к-рое в 722 до н. э. было покорено Ассирией, и южное — Иудейское царство. В 586 до н. э. последнее было завоевано Вавилонией, часть жителей была угнана в Месопотамию, что положило начало расселению Е. но странам мира (т. н. диаспоры). Осн. массы Е. возвратились из вавилонского плена лишь через 50 лет. В 63 до н. э. Иудея была захвачена Римом. При подавлении восстания Е. против Рима (см. Иудейская война 66-73) Иудея подверглась разграблению и опустошению. Много Е. было убито, продано в рабство, часть расселилась по всей Римской империи и за ее пределами. В 132-135 н. э. произошло последнее крупное восстание Е. Палестины против Рима под предводительством Бар-Кохбы.

=====

В эпоху раннего средневековья Е. жили гл. обр. в странах Зап. Европы, где в отношении Е. издавались специальные законы, ограничивавшие их в правах и занятиях, в частности в праве владения и пользования землей. Эти ограничения заставляли их селиться в городах, где они занимались ремеслами и торговлей, а более богатые — ростовщичеством. Е. не допускались в цехи и гильдии, подвергались ограблениям и изгнаниям. Имущество ограбленных, изгнанных и убитых Е. присваивалось феодалами, бюргерами и католич. церковью, насаждавшей вражду к "врагам христовым". Тысячи Е. пали жертвами инквизиции. В ряде случаев Е. поголовно изгонялись из нек-рых стран (из Англии в 13 в., Франции в 14 в., Испании и Португалии в конце 15 в. и т. д.). Осн. причиной этих преследований было противоречие интересов христианских и евр. купцов и ремесленников. Наряду с этим преследования Е. уже в ср. века имели целью отвлечь народный гнев от феодалов и богатых горожан и направить его против Е. Еврейская беднота, помимо нац. дискриминации, подвергалась экономич. и культурно-бытовому гнету со стороны евр. общины (когол, кагал), регламентировавшей всю жизнь Е. в интересах богачей и клерикальной верхушки, заправлявших коголом. Последний, в свою очередь, насаждал отчуждение и вражду Е. к христианам. Века гонений и беспощадного гнета внутри евр. общины привели к громадной смертности и пауперизму Е. Периодически среди Е. возникали движения против когольной верхушки и мессианские движения (см. Мессианство), выражавшие в религ. форме протест масс против социального и нац. гнета. В результате бурж. революций 17-19 вв. в Зап. Европе ограничения Е. были отменены. Но, подобно др. бурж. реформам, равноправие Е. на практике было урезанным. Свирепый ср.-век. антисемитизм был заменен более мягкими формами религ. и расовой дискриминации в гос. и обществ. жизни и в быту. Бурж. строй не мог коренным образом разрешить евр. вопрос.

=====

К кон. 18 в. большинство Е. жило в Польском гос-ве (Речь Посполита) и при разделах Польши значит. часть их перешла под власть Росс. империи, где вскоре после этого начали проводиться ограничения Е. Царское пр-во с целью отвлечения нар. масс от революц. движения натравливало на Е. самые отсталые и невежеств. элементы населения, учинявшие евр. погромы. Классовый и нац. гнет в России привел к тому, что в кон. 19 в. от 25% до 38% Е. в ряде городов жили за счет благотворительности, многие (гл. обр. евр. беднота) были вынуждены эмигрировать (особенно в США и др. страны Америки). Непрерывно расширялась и углублялась социальная дифференциация среди Е., значительно вырос ремесл., отчасти фабричный пролетариат, возникла пром. буржуазия; происходило приобщение Е. к демократич. рус. культуре и революц. движению, а также к светскому просвещению. Большевики боролись за приобщение рабочих Е. к общеросс. с.-д. рабочему движению, против националистич. мелкобурж. Бунда, за уничтожение бесправия Е. (законопроект об отмене всех ограничений, связанных с нац. принадлежностью, был внесен большевиками в 1914 в 4-ю Гос. думу), против погромов и т. д. Окт. социалистич. революция и последовавшие после 2-й мировой войны революции в Польше, Венгрии и др. странах полностью уничтожили вековое бесправие Е. в этих странах. Ликвидация эксплуатации человека человеком, создание социалистич. экономич. и обществ. отношений обеспечили дружбу и равенство народов, населяющих социалистич. страны, и ликвидировали социальную почву для нац. дискриминации вообще и для нац. дискриминации Е. в частности. Пролетарский интернационализм, равноправие и тесное содружество народов — основа нац. политики социалистич. гос-в. В этих странах ведется борьба против пережитков веками насаждавшегося антисемитизма, а всякая его проповедь карается законом. На основе общности экономич., политич. и духовных интересов, братской дружбы и сотрудничества Е. вместе со всеми народами СССР и др. социалистич. стран участвуют в строительстве социализма и коммунизма. В 1934 в СССР была образована Евр. авт. обл.

=====

Буржуазия в период общего кризиса капитализма все чаще прибегает к усилению расизма в разных видах, в т. ч. к антисемитизму — распространению вражды к Е., правовым их ограничениям, изгнаниям, погромам и т. п. В руках эксплуататорских классов антисемитизм является одним из средств отвлечения трудящихся от демократич. и революц. борьбы, средством разжигания среди недостаточно сознательных слоев трудящихся расистских и националистич. предрассудков, чуждых большинству рабочего класса и трудящегося крестьянства. Реакционные круги, насаждающие антисемитизм, опираются гл. обр. на неустойчивые в идеологич. и моральном отношениях мелкобурж. элементы. Так, в Германии антисемитизм насаждался фашистами; в 1935 гитлеровское пр-во издало т. н. "нюрнбергские законы", по к-рым Е. в Германии были лишены всех гражданских прав и ограблены, в 1938 по всей стране гитлеровцы организовали массовые погромы, а во 2-й мировой войне истребили миллионы Е. в самой Германии и в оккупированных странах. В странах капитализма теперь, как и раньше, процесс сближения наций затруднен в результате шовинистич. антисемитской пропаганды, дискриминации Е. и нек-рых др. народов. Вместе с тем еврейские буржуазные националисты ведут пропаганду идей сионизма и классового мира внутри Е., причем эта пропаганда находит особенно благоприятную почву среди той части Е., которая вынуждена была эмигрировать из фашистской Германии и стран, ею оккупированных. Идеи сионизма широко используются правящими и клерикальными кругами созданного в 1948 евр. государства Израиль, пытающимися направить процесс формирования евр. бурж. нации в Израиле по пути возрождения архаич. евр. обычаев.

=====

К нач. 20 в. во всем мире было ок. 10 млн. Е. и из них 75% жило в Европе (в России, Австро-Венгрии, Германии). В 1939 число Е. увеличилось до 16,7 млн. чел., из к-рых ок. 57% жило в Европе и св. 33% в странах Америки (гл. обр. в США). В результате зверского уничтожения 6 млн. Е. нем. фашистами во время 2-й мировой войны число Е. значительно уменьшилось и в 1959 составляло 12,8 млн. чел.; из них в США — 5,8 млн. чел., СССР — 2268 тыс. чел., Израиле — 1,8 млн. чел., Великобритании — 450 тыс., Аргентине — 380 тыс., Франции — 300 тыс., в Канаде — 260 тыс., Марокко — 255 тыс., Алжире — 140 тыс., Бразилии — 130 тыс., Румынии — 100 тыс. Е., проживающие в той или иной стране, живут общей экономич., общест-венно-политич. и культурной жизнью населения этой страны и в большинстве говорят на яз. этого населения. Значит. часть Е. стран Вост. Европы и Америки говорит на яз. идиш (близком к немецкому яз.) германской группы индоевроп. семьи яз. В СССР, согласно переписи 1959, 21,1% Е. назвали идиш родным языком. Часть Е. на Балканах и Бл. Востоке — потомки выходцев из Испании, говорит на яз. испаньоль (ладино) романской группы. В Израиле большая часть Е. говорит на яз. иврит (получивший значит. развитие в лит-ре и обиходной речи древнеевр. яз., относящийся к семито-хамитской семье яз.). Верующие Е. пользуются им как языком культа. Среди Е. СССР имеются небольшие группы горских Е. (в Дагестане), говорящих на татском яз., грузинских Е. (в р-не Тбилиси), говорящих на груз. яз., ср.-азиат. Е. (в р-не Бухары), говорящих на тадж. яз., и т. н. крымчаков — крымских Е., частично еще говорящих на татарском яз.

=====

Лит.: Энгельс Ф., К еврейскому вопросу, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, или критика критической критики, там же, т. 2; Ленин В. И., Положение Бунда в партии, Соч., 4 изд., т. 7; его же, К еврейским рабочим, там же, т. 8; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 20; его же, Законопроект о национальном равноправии, там же, т. 20; его же, Доклад о революции 1905 г., там же, т. 23, с. 242; его же, О погромной травле евреев, там же, т. 29; Ранович А., Очерк истории древнеевр. религии, М., 1937; Тюменев А., Евреи в древности и в ср. века, П., 1922; Лозинский С. Г., Социальные корни антисемитизма в ср. века и в нов. время, М., 1929; Гейликман Т. Б., История обществ. движения евреев в Польше и в России, М.-Л., 1930; Маргулис У., История евреев в России в очерках и документах (1772-1861), (т. 1), М., 1930 (на идиш); его же, Еврейские народные массы в борьбе со своими угнетателями, М., 1940 (на идиш); Марк Б., История евреев в Польше (до конца XV ст.), Варшава, 1957 (на идиш); Иванов К. П. и Шейнис З. С., Гос-во Израиль, его положение и политика, 2 изд., М., 1959.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. евреи — -ев, мн. (ед. еврей, -я, м., еврейка, -и, мн. еврейки, -реек, -рейкам, ж.). Общее этническое название народностей, исторически восходящих к одному из древних народов семитской языковой группы (древним евреям)... Малый академический словарь
  2. Евреи — Общее этническое название (на русском языке) народностей, исторически восходящих к древним евреям. Живут в различных странах общей экономической, общественно-политической и культурной жизнью с основным населением этих стран. Верующие... Большая советская энциклопедия
  3. евреи — орф. евреи, -ев, ед. еврей, -я Орфографический словарь Лопатина
  4. Евреи — (пришлец; Быт 14:13) — слова употребляемые для означения народа еврейского, происшедшего от Авраама. Слово Еврей происходит или от патр. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  5. евреи — сущ., мн., употр. часто мн. кто? евреи, (нет) кого? евреев, кому? евреям, (вижу) кого? евреев, кем? евреями, о ком? о евреях Евреи — это народ, исторически восходящий к древним семитским племенам (древним евреям)... Толковый словарь Дмитриева
  6. евреи — ЕВРЕИ -ев; мн. Общее этническое название народностей, исторически восходящих к одному из древних народов семитской языковой группы; лица, относящиеся к этим народностям. ◁ Еврей, -я; м. Еврейка, -и; ж. Еврейский, -ая, -ое. По-еврейски, нареч. Толковый словарь Кузнецова
  7. евреи — ЕВРЕИ, ев, ед. ей, я, м. Народ, исторически восходящий к древним семитским племенам (древним евреям), сейчас живущий в Израиле и во многих других странах. | ж. еврейка, и. | прил. еврейский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  8. евреи — ЕВР’ЕИ, евреев, ед. еврей, еврея, ·муж. Одна из народностей семитического племени. Толковый словарь Ушакова
  9. евреи — евреи мн. 1. Народность, состоящая из ряда этнических групп, исторически восходящих к одному из народов семитской языковой группы. 2. Представители этой народности. 3. Основное население государства Израиль. Толковый словарь Ефремовой
  10. ЕВРЕИ — ЕВРЕИ (самоназвание — йегудим — идн) — народ. Численность 13,62 млн. человек (1992) — в т. ч. в США ок. 6 млн., Израиле 4 млн., в Российской Федерации 551 тыс. человек (1992). Большая часть говорит на языке страны, в которой они живут. Большой энциклопедический словарь
  11. Евреи — I (в антрополог. отнош.) представляют собою один из наиболее характерных и обособленных антропологических типов), удерживающий веками свои особенности, несмотря на различие географических и других условий... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона