ДИЛЬТЕЙ

(Dilthey), Вильгельм (19.XI.1833 — 3.X.1911) — нем. философ-идеалист, один из родоначальников т. н. "философии жизни" и "критич. философии истории". Проф. в Базеле (с 1866), Киле (с 1868) и Бреславле (с 1871), с 1882 — проф. Берлинского ун-та. Выступив против "натурализма" позитивистской социологии и метафизич. концепций философии истории нем. классич. идеализма, Д. положил в основу своей философии "непосредств. переживание" субъекта. Резко противопоставив естествознание "наукам о духе" (Geisteswissenschaften), Д. утверждал, что обществоведение имеет дело лишь с "фактами сознания", к-рые допускают непосредств. интуитивное проникновение. Если природа является чем-то внешним по отношению к сознанию исследователя, то в гуманитарных науках, по мнению Д., природа объекта и субъекта идентична. Отсюда и противоположность методов познания: в естеств. науках имеет место причинное объяснение и описание явлений, в гуманитарных же, в частности в истории, на первый план выступает субъективное проникновение. Гл. методом ист. познания, по Д., является "понимание" (Verstehen), осн. на том, что историк как бы заново переживает душевное состояние интересующих его ист. личностей, но в то же время не сливается с ними полностью. При этом Д. подчеркивал, что теория познания в области наук о духе должна быть исторична, т. к. дух находится в непрерывном движении и развитии. Подчеркивая индивидуальность, неповторимость любого ист. целого, Д. отрицал возможность формулирования законов истории. Эта точка зрения неизбежно приводила к релятивизму, хотя сам Д. и возражал против этого. Гносеологич. корни концепции Д, связаны с тем, что его как историка интересовали исключительно история духовной культуры и биографии отдельных личностей. В исследованиях, в к-рых внимание сосредоточивается преим. на изучении внутр. мира человека, роль интуиции и своего рода художеств. воображения действительно велика. Но Д. неосновательно дал этому явлению иррационалистскую трактовку и к тому же распространил ее на все ист. познание. Отождествив ист. процесс с историей человеческого самосознания, Д. фактически подрывал самые основы объективного ист. знания. Ист. наука становится у него функцией личных качеств историка. Первые работы Д., включая его основополагающее соч. — "Введение в науки о духе" ("Einleitung in die Geisteswissenschaften", 1883), были встречены бурж. историками и философами довольно холодно. Однако в дальнейшем, по мере усиления иррационализма в бурж. философии, влияние Д. возрастало. Он по праву считается родоначальником нем. неоидеалистич. историзма. Его последователи (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Т. Лессинг, отчасти также Г. Риккерт и др.) значительно усилили иррационализм и релятивизм учения Д., заострив его против ист. материализма. В совр. бурж. философии истории наиболее активными пропагандистами его взглядов являются зап.-герм. социологи Э. Ротхаккер и Т. Литт, а также франц. историк А. И. Марру. Большое влияние идеи Д. оказали на формирование философии истории экзистенциализма.

=====

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-9, 11-12. Lpz.-В., 1921-36, Bd 10, 1958; Der junge Dilthey. Ein Lebensbild in. Briefen und Tagebüchern. 1852-70, Zsgest v. C. Misch geb. Dilthey, Lpz.-В., 1933; в рус. пер. — Сущность философии В. Дильтея, в кн.: Философия в систематическом изложении В. Дильтея, А. Риля, В. Оствальда..., СПБ, 1909; Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах, в сб.: Новые идеи в философии, ч. 1, СПБ, 1912; Описательная психология, М., 1924.

=====

Лит.: Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца XIX — нач. XX вв., М., 1958, с.54-57; Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959, с. 105-117; Kon I. S., Kritický nástin filosofie dejin 20 stoleti, Praha, 1963; Aron R., Essai sur la théorie de l'histoire dans l'Allemagne contemporaine. La philosophie critique de l'histoire, 2 éd., P., 1950, ch. 1; Bischoff D., Wilhelm Diltheys geschichtliche Lebensphilosophie..., Lpz.-В., 1935; Hodges H. A., The philosophy of Wilhelm Dilthey, L., 1952; Landgrebe L., Wilhelm Diltheys Theorie der Geisteswissenschaften, Halle, 1928; Rossi P., Lo storicismo tedesco contemporaneo, Torino, 1956, s. 27-145; Suter I. F., Philosophie et histoire chez W. Dilthey:...... Bâle, 1960.

=====

И. С. Кон. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Дильтей — ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (Wilhelm Dielthey, 1833—1911) — немецкий философ, историк и литературовед, введший впервые понятие так наз. наук о духе (Geisteswissenschaft), оказывающее огромное влияние как на современные исторические науки в Германии (Риккерт... Литературная энциклопедия
  2. ДИЛЬТЕЙ — ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (19 ноября 1833, Биберих – 1 октября 1911, Зейс-на-Шлерне, Швейцария) – немецкий философ, основатель традиции философии жизни [ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ]. Родился в семье священника, готовился стать пастором. Новая философская энциклопедия
  3. ДИЛЬТЕЙ — Дильтей (Dilthey) Вильгельм (19. 11.1833, Бибрих-на-Рейне-01.10.1911, Зайс-на-Шлерне) — нем. историк культуры и социальный философ. Социологический словарь
  4. Дильтей — (Dilthey) Вильгельм (19.11.1833, Бибрих-на-Рейне, — 1.10.1911, Зейс), немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни (См. Философия жизни). Профессор в Базеле, Киле, Бреслау и Берлине. Философские воззрения Д., ученика... Большая советская энциклопедия
  5. Дильтей — Вильгельм Дильтей (Dilthey) (1833-1911) нем. философ и историк культуры. Представитель “философии жизни”; основоположник “духовно-исторической” школы (см. Духовно-историческая школа) в нем. истории культуры 20 в., с 1867 по 1908 — проф. Словарь по культурологии
  6. ДИЛЬТЕЙ — ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (1833-1911) — немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики, понимающей психологии, духовно-исторической школы в литературоведении. Большой энциклопедический словарь
  7. ДИЛЬТЕЙ — ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (1833-1911) — немецкий философ, психолог и историк культуры. Профессор в университетах Базеля, Киля, Бреслау и Берлина. Главные произведения — «Введение в науки о духе. Новейший философский словарь