ГУС

(Hus), Ян (1371 — 6. VII. 1415) — национальный герой чеш. народа, выдающийся мыслитель, идеолог чешской реформации. Родился в местечке Гусинец (Южная Чехия). Происходил из бедной крестьянской семьи. В 1393 окончил Пражский ун-т, в 1396 стал магистром, в 1401-02 был деканом ф-та свободных иск-в, в 1402-03 и в 1409-10 — ректором Пражского ун-та. С 1402 проповедовал в Вифлеемской часовне, превратившейся в центр распространения идей реформации.

=====

Деятельность Г. началась в условиях резкого обострения социальных и нац. противоречий. В ней различаются 3 периода. До 1409 в выступлениях Г. звучат гл. обр. патриотич. мотивы, одновременно нарастает и критика католич. церкви, начавшаяся с выступлений против отд. церковников и перешедшая в последоват. обличение всей системы ср.-век. католицизма. Выступления Г. против нем. засилья в Чехии встретили широкую поддержку и увенчались в 1409 изданием т. н. Кутногорского декрета, согласно к-рому руководство Пражским ун-том перешло к чехам. Значение декрета выходило за рамки университетской жизни. Он явился сигналом к подъему патриотич. движения в Чехии. 2-й период (1409-12) — время полного разрыва Г. с католич. церковью и развития его реформац. учения. Начав еще в предшествующий период с выступлений в поддержку запрещенного в Чехии учения англ. бюргерского реформатора Уиклифа, Г., опираясь на традиции нар. борьбы и используя произв. чеш. предшественников бюргерской реформации Яна Милича и Матвея из Янова, создает стройное антицерк. учение, проникнутое идеями патриотизма. Величайший успех объединенных сил слав. народов — победа над войсками Нем. ордена под Грюнвальдом (см. Грюнвальдская битва 1410) вызывает живой отклик у Г. Выступлением против продажи индульгенций (1412) открывается последний период жизни и деятельности Г. Преданный церковью анафеме, Г. апеллирует к народу, создавая предпосылки идеологии гуситского революционного движения. Под влиянием обостряющейся клас. борьбы в Чехии учение Г. приобретает более радикальный характер. Мн. ученики Г., особенно Иероним Пражский, усиливают революц. элементы его учения. Сам Г., вынужденный после папского отлучения покинуть Прагу, провел 2 года на Ю. Чехии. Здесь он выступает перед крестьянами, и его проповедь все больше приближается к выражению чаяний нар. масс. В это время Г. завершает трактат "О церкви" ("De ecclesia"), в к-ром подвергает критике церк. порядки и несправедливости обществ. строя; завершает перевод Библии на чеш. яз. Перевод Библии был также показателем зрелости чеш. лит. яз. Разработанная Г. система чеш. орфографии в осн. чертах сохранилась до нашего времени.

=====

В 1414 Г. был вызван на церк. собор в Констанце. Вскоре после приезда в Констанцу (28 окт. 1414) Г., несмотря на охранную грамоту, выданную ему имп. Сигизмундом, был брошен в тюрьму, где находился более 7 мес. Собор отказался от рассмотрения взглядов Г. по существу и потребовал безусловного отречения. Верхи католич. церкви хотели не только морально сломить Г., но и дискредитировать его учение в глазах чеш. народа. Г. наотрез отказался от отречения и был заживо сожжен. Хотя Г. не отрицал догматов и таинств католич. церкви, а критика феод. отношений в его произв. не доходила до призывов к уничтожению насильств. путем феод. собственности и феод. эксплуатации и по своему социальному содержанию учение Г. было бюргерским, тем не менее в нем заключались в самом общем виде требования и плебеев, и крестьян. Произв. и проповеди Г. наполнены горячим сочувствием к трудящимся и эксплуатируемым. Он говорил, что паны и попы обирают бедноту и "пасут свое брюхо в роскоши". Основой общества Г. считал крестьян, к-рые своим трудом содержат все остальные сословия и во время войны защищают страну. Г. подчеркивал, что не только короли и епископы, но и купцы богатеют неправедным путем — путем обмана и ростовщичества. Он отстаивал идею равенства мужчин и женщин, проповедовал, что отношения внутри семьи должны быть основаны на равенстве супругов и взаимном уважении.

=====

По мере подъема революц. движения в Чехии сам Г. придавал своему учению все более радикальный характер. Осн. принципом поведения человека и орудием обществ. преобразований Г. считал познанный разумом "закон божий". Этот закон является абсолютной нормой и мерилом социальной справедливости. Признавая традиц. деление феод. общества на 3 сословия (духовенство, дворянство и простой народ), Г. допускал сохранение власти в руках господств. классов только при условии соблюдения "закона божьего". При нарушении этой нормы подданные имеют право и даже обязаны выйти из повиновения. Т. о., учение Г. не исключало возможности нар. выступлений против "неправедных властей", из чего впоследствии таборитами и были сделаны практич. революц. выводы. Большое значение имело выступление Г. против феод. собственности церкви. Г. не только порицал богатства церкви, но и требовал секуляризации церк. земель. Это встречало поддержку части светских феодалов; именно поэтому Г. пользовался до известного времени покровительством чеш. короля Вацлава IV.

=====

Г. и его ученики поддержали и теоретически обосновали проповедуемое Матвеем из Янова требование введения единого обряда причащения (вином и хлебом) для всех верующих. Это требование изменения обряда отражало стремление нар. масс лишить церковников их привилегированного положения (в католич. церкви вином причащаются только священнослужители). Оно стало в дальнейшем одним из лозунгов гуситского революц. движения. Как пламенный патриот и борец, Г. выступал в защиту нац. прав чеш. народа, чеш. языка и культуры. Г. призывал к борьбе против иноземного засилья. Но он был далек от нац. ограниченности ("хороший немец мне милей плохого чеха"). Г. был замечат. оратором. В своих проповедях, произносимых на чеш. языке, в яркой и доступной форме он пропагандировал свои идеи, пробуждая революц. активность масс.

=====

Ист. заслуга Г. состоит в том, что он явился основоположником ранней чеш. бюргерской реформации — краеугольного камня идеологии гуситского революц. движения, ставшего подготовит. ступенью первой крупной битвы буржуазии против феодализма — Реформации. Г. сумел с большой силой выразить чаяния народа. Нар. массы делали из учения Г. революц. выводы, поднимавшие их клас. борьбу на более высокую ступень. Стойкость и твердость Г. перед лицом испытаний навеки останутся в памяти народов. Г. занял достойное место в ряду выдающихся борцов против социальной несправедливости и нац. гнета.

=====

Жизни и деятельности Г. посвящено много работ. Уже в ходе гуситских войн был создан ряд лит. произв. о нем. Однако значит. часть объективных свидетельств современников была уничтожена феод.-католич. реакцией. Ее идеологи еще в 15 в. выдвинули тезис о том, что "еретич." выступление Г. якобы было порождено не чеш. условиями, что в учении его не было ничего самостоятельного, все было заимствовано у англ. "архиеретика" Уиклифа. Это заимствованное у Уиклифа учение привело страну к "катастрофе" и "неисчислимым бедствиям". Вымыслы феод.-католич. реакции позднее послужили основой псевдонауч. концепции реакц. бурж. школы историков, отражавшей интересы правящих кругов австр. монархии и империалистич. Германии (К. Хёфлер (К. Höfler, Geschichtsschreiber der husitischen Bewegung in Böhmen, 1 Theil, Wien, 1856); Й. Лозерт (J. Loserth, Hus und Wiklif, 1884; 2-е исправл. изд. вышло в 1925) и др.). Хёфлер, в частности, утверждал, что идеи Уиклифа, носителями к-рых, по его мнению, являлся Г., не могли быть восприняты Чехией, стоявшей далеко позади Зап. Европы, и вылились лишь в цепь невиданных злодейств. Основываясь на этом, Хёфлер оправдывал ужасы инквизиции в Чехии, гонения против "еретиков", в частности расправу с Г.

=====

Основоположник чеш. бурж. историографии и крупнейший ее представитель Ф. Палацкий, высоко оценивая деятельность Г. и подчеркивая его значение в мировой истории, сводил выступление Г. к религ.-нравств. протесту против злоупотреблений католич. духовенства. Раскрывая нац. мотивы в учении Г., Палацкий со своих узкоклас. бурж. позиций стремился скрыть его социальное содержание. Концепция Палацкого была воспринята чеш. бурж. историографией 19-20 вв. (работы В. Новотного (V. Novotny, M. Jan Hus. Zivot a uceni, d. 1, Praha, 1919), В. Кибаля (V. Kybal, Jan Hus, d. l-2, Praha, 1923-26), В. Флайшганса (V. Flajshans. Mistr Jan, receny Hus z Husince, Praha, 1901, рус. пер. — Ян Гус, M., 1916) и др.).

=====

Особо следует отметить работы проф. теологич. ф-та Пражского ун-та Ф. Бартоша (F. М. Bartos, Cechy n dobe Husove, в кн.: Ceské dejiny, dil. 2, cást, Praha, 1947; его же, Co vime о Husove nového, Praha, 1946, и мн. др.), собравшего очень большой фактич. материал и внесшего, несмотря на свои идеалистич. концепции, определенный вклад в изучение жизни и деятельности Г. С сугубо конфессиональных позиций изучали деятельность Г. рус. историки-славянофилы в 19 в. (Е. Новиков, А. С. Клеванов, И. С. Пальмов и др.). Они считали его лишь церк. реформатором, пытались установить связи Г. и его последователей и учеников с вост. православием. В их работах Г. предстает как мученик, они восхищаются его верой и долготерпением.

=====

З. Неедлы еще в первые годы своей деятельности отказался от традиц. бурж. толкования деятельности Г. В дальнейшем он развивал эти взгляды. В работе "Гус и наше время" ("Hus a nase doba", Praha, 1946) Неедлы показал его как борца, патриота, учение к-рого взламывало самые основы католич. церкви, подрывая основы существ. политич. строя. Сам богословский характер соч. Гуса Неедлы объяснял условиями средневековья. Марксистская историография исходит в оценке Г. из высказываний о нем К. Маркса и Ф. Энгельса. К. Маркс в "Хронологич. выписках" неоднократно касался выступлений Г., называя его защитником нац. и нар. прав чехов (см. Архив Маркса и Энгельса, т. 6, 1939, с. 214). Ф. Энгельс, отмечая, что борьба против феод. строя выразилась в европ. странах прежде всего в развитии бюргерской ереси, констатировал, что "…Гус и каликстинцы в Богемии были главными представителями этого направления" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.. т. 7, с. 362).

=====

Марксистская наука ЧССР рассматривает изучение идей и деятельности Г. как одну из важных проблем. В общих работах по истории гуситского революц. движения И. Мацек ("Гуситское революц. движение", 1952, рус. пер. 1954; "Табор в гуситском революц. движении", т. 1-2, 1952-55, рус. пер. 1956-59; J. Macek, Jan Hus, Praha, 1961), высоко оценивая деятельность Г. и связывая его учение со всей совокупностью социально-экономич. условий Чехии 14 — нач. 15 вв., подчеркивает, что Г. заложил фундамент целостной антицерк. идеологии, проникнутой патриотич. мотивами. Р. Каливода (R. Kalivoda, Husitska ideologie, Praha, 1961) показывает, что идеология Г. выражает интересы нар. масс, хотя и с клас. позиций бюргерской оппозиции (см. указ. соч., с. 179).

=====

Соч.; Sebrané spisy. sv. 1-6, Praha, 1903-08; Tractatus de ecclesia, Camb., 1956; Sermones de tempore, qui Collecta dicuntur, vyd. A. Schmidtová (Spisy, sv. 7), Praha, 1959; в рус. пер. — Послания магистра Иоанна Гуса, M., 1903.

=====

Лит. см. при ст. Гуситское революционное движение.

=====

В. Т. Рубцов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ГУС — ГУС (Hus) Ян (1370, местечко Гусинец в Богемии — 6 июля 1415, Констанца, сожжен) — чешский религиозный реформатор. Образование получил в Пражском университете, где в 1394 ему была присвоена степень магистра «свободных искусств». Новая философская энциклопедия
  2. Гус — I (Goes) Хуго ван дер [ок. 1435—40, Гент (?), — 1482, монастырь Родендале, близ Брюсселя], нидерландский живописец. Работал главным образом в Генте, с 1475 в монастыре Родендале. Смело и оригинально развивал реалистические традиции нидерл. Большая советская энциклопедия
  3. ГУС — • Государственный ученый совет Сокращения, применяемые в СССР
  4. ГУС — ГУС (Goes) Хуго ван дер (между 1435 и 1440-82) — нидерландский живописец. Смело и оригинально развивал реалистические традиции нидерландской живописи 1-й пол. 15 в. Творчество Гуса (триптих "Поклонение пастухов", т. н. "Алтарь Портинари", ок. Большой энциклопедический словарь