ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

История развития человеч. общества в целом, его постепенного перехода от низших социально-экономич. формаций к более высоким, поступательного движения по пути прогресса к социализму и коммунизму; совокупность историй всех стран и народов. Марксистско-ленинская методология В. и., основанная на принципах исторического материализма, решающим условием существования любого народа признает материальное произ-во. Она отвергает идеалистич. определения В. и. как истории развития "мирового духа" или истории произвольно отобранных этнич. и культурно-ист. комплексов, т. н. цивилизаций, и требует всестороннего рассмотрения (в их взаимодействии) важнейших ист. событий и явлений в материальной и духовной жизни всех народов и прежде всего роли трудящихся масс — подлинных творцов истории.

=====

В. и. как единый всемирно-ист. процесс отражает общие закономерности, присущие ист. развитию человечества (см. Закономерность историческая) и проявляющиеся в истории каждого народа, хотя в зависимости от конкретных условий у разных народов они могут проявляться в разное время, с неодинаковой полнотой и иметь свою специфику. Единый всемирно-ист. процесс начинается с момента возникновения человеч. общества; общие закономерности революц. смены социально-экономич. формаций служат осн. критерием для периодизации В. и. (см. Периодизация истории).

=====

Другая сторона единого всемирно-ист. процесса состоит в постепенном усилении взаимной связи и взаимной обусловленности ист. событий и явлений, происходящих в одно и то же время у разных народов. Уже в древности образовались обширные р-ны, связанные в своей ист. жизни. Таковы, напр., р-ны месопотамского Двуречья и басс. Нила; в более позднее время — р-ны эллинского мира и Ирана; огромный р-н эпохи эллинизма, охватывавший всю Юж. и Юго-Вост. Европу, сев.-вост. часть Африки, Переднюю Азию, Иран, Ср. Азию, Сев.-Зап. Индию; дальневост. р-н, охватывавший Китай, Корею, Индокитай, Японию и частично Центр. Азию, связанный через Ср. Азию с Ираном и Передней Азией, и т. д. Однако в полной мере история становится "всемирной" (в смысле взаимосвязанности народов между собой) лишь на своей поздней стадии — в эпоху крупной машинной индустрии. "... Чем дальше, — писал Маркс, — идёт уничтожение первоначальной замкнутости отдельных национальностей благодаря усовершенствованному способу производства, общению и в силу этого, стихийно развивающемуся разделению труда между различными нациями, тем во всё большей степени история становится всемирной историей" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 45). Победа капиталистич. способа произ-ва над феодальным и образование мирового рынка сломали существовавшую ранее обособленность отд. стран. Однако взаимосвязь между странами в ходе развития капитализма устанавливалась путем подчинения одних народов другим; т. о., В. и. эпохи капитализма построена на антагонизме между классами, нациями и гос-вами, ее характерная черта — крайняя неравномерность развития отд. народов. Условия для ликвидации унаследованного от капитализма экономич. и культурного разрыва между странами и народами создает социалистич. строй. Объективные закономерности, присущие мировой социалистической системе, обусловливают все большее сближение отд. наций; в процессе широкого сотрудничества во всех областях хоз., обществ.-политич. и культурной жизни все более будет укрепляться общая экономич. база мирового социализма.

=====

Стремление дать обобщенную картину ист. процесса, выходящего за пределы своей страны, появилось у историков сравнительно рано. Впервые понятие В. и. встречается в эпоху эллинизма, у историка 2 в. до н. э. Полибия, автора "Всеобщей истории", в к-рой он попытался дать историю не одной страны, а всех важнейших гос-в Средиземноморья в их взаимной связи. Полибий отмечал полезность комплексных ист. произведений, "как бы сотканных на одной основе" и позволяющих "проследить по ним с достоверностью события в Италии, Сицилии, Ливии от времен Пирра до падения Карфагена, а равно непрерывный ряд событий в остальной части земного мира" ("Всеобщая история", 1890, т. 1, с. 275). В эпоху существования обширного Римского рабовладельч. гос-ва были составлены "Историческая библиотека" Диодора Сицилийского в 40 кн. (1 в. до н. э.) и "Всемирная история" Николая Дамасского (1 в. до н. э. — 1 в. н. э., при имп. Августе). В нач. 5 в. н. э., в период крушения рабовладельч. Рима, Аврелий Августин в своем соч. "О государстве божьем" ("De civitate Dei") сформулировал т. н. христ. концепцию В. и., осн. на теории провиденциализма и превосходства христ. гос-ва над языческим "царством дьявола". Эта концепция была положена в основу "В. и.", написанной в нач. 5 в. учеником Августина Павлом Орозием, в к-рой все ист. события служили иллюстрацией "замысла божьего". На той же основе базировались многочисл. "В. и." и "Всемирные хроники" ("Chronicon universale", "Chronicon mundi") ср.-век. историков (Оттона Фрейзингенского, Сигеберта из Жамблу и мн. др.), охватывавшие историю лишь небольшой группы народов и носившие хроникальный характер (см. Хроники). С образованием араб. халифата, включившего много стран и народов, появляются соч. по В. и. араб. и др. мусульм. историков, охватывающие гл. обр. страны распространения ислама. Первым из них была "История пророков и царей" Табари (838-923). Современник Табари Абу Ханифа ад-Динавери составил сокращенную В. и. под назв. "Книга длинных известий". Известны также соч. по В. и. сирийцев Абу-ль-Фараджа (1226-86) и Абу-ль-Фида (1273-1331), иран. историка Мирхонда (ум. в 1498) и др. Отличит. чертой этих "В. и." были хроникальность изложения и безоговорочная апология мусульманства. Нек-рым исключением явилась "В. и.", написанная крупнейшим мусульм. историком средневековья Ибн Хальдуном (1332-1406). Хотя по своему изложению она также носила хроникальный характер, но во "Введении" и нек-рых др. местах своего соч. автор формулирует задачи и методы ист. науки и делает попытку определить законы развития человеч. общества. По Ибн Хальдуну ход В. и. — это постепенное развитие и затем упадок политич. групп, объединенных нац. или религ. общностью; все народы подчиняются непреложным законам этого процесса. Вопреки догматам ислама, Ибн Хальдун подчинял действию общих законов также мусульм. державу, отмечая и в ней признаки упадка. Первым крупным рус. ист. произведением, поставившим задачу рассказать о В. и. (от "сотворения мира" до 1453), был "Хронограф" 16 в. (см. Хронографы), во 2-й своей редакции (1617) дополненный событиями зап.-европ. истории; история в "Хронографе" была представлена в типичном ср.-век. духе. Вступление человечества в эпоху новой истории ознаменовалось переходом от региональных В. и. к работам более широкого масштаба. В 1736-65 в Англии вышла "Всемирная история с древнейших времен до настоящего времени", в написании к-рой участвовали видные историки Дж. Кэмпбелл, Д. Сейл, Дж. Суинтон, А. Боуэр и др. Авторы не порвали целиком с христ. религ. концепцией, недостаточно критич. отнеслись к библейской и антич. мифологии, но все же их "В. и." впервые охватывала историю значит. числа стран Европы, Азии, Сев. Африки, Америки. С кон. 18 в. в различных европ. странах стали издаваться и др. "В. и.", в общем такого же типа. Наибольшую известность из них приобрели произведения А. Шлёцера (A. L. Schlözer, "Vorstellung der Universalhistorie", 1772), И. Мюллера (J. Müller, "24 Bücher Allgemeine Geschichte", Bd 1-2, 1809), К. Роттека (К. Rotteck, "Allgemeine Geschichte...", Bd 1-6, 1812-18), Ч. Канту (С. Cantú, "Storia universale", v. 1-35, 1838-46), P. Шлоссера (F. С. Schlosser, "Weltgeschichte in zusammenhängenden Darstellung", Bd 1-8, 1815-41, рус. пер. 18 тт., 1861-69), Л. Ранке (L. Ranke, "Weltgeschichte", продолжена А. Дове и др., 9 Т1 in 16 Bd, 1881-88). Авторы этих соч. стояли на различных политич. и науч. позициях, но в целом они отражали идеологию растущей буржуазии и поэтому высказывали (за редким исключением) либеральные взгляды, рассматривая В. и. как материальный и духовный прогресс народов Зап. Европы или народов, развивающихся по зап.-европ. образцу. В этом подходе к В. и. нашла своеобразное отражение победа капиталистического способа производства в передовых странах Европы. Обусловив слияние локальных историй в мировую, эта победа вместе с тем породила европоцентризм. В изображении буржуазных историков Зап. Европа стала единственным центром всей мировой истории, а прочим странам предназначалась роль периферии, история которой важна лишь под углом зрения ее соприкосновения с европейской. Откровенную формулировку европоцентризма дал О. Конт, утверждавший, что "историческое исследование должно быть сведено почти исключительно к элите или авангарду человечества, который включает большую часть белой расы, или европейские нации, ограничивая себя даже в целях большей точности, особенно в новое время, народами Западной Европы" (Comte A., Cours de philosophie positive, t. 5, P., 1894, p. 3).

=====

На рубеже 19-20 вв. в связи с усилением реакционности буржуазии при вступлении капитализма в империалистич. стадию бурж. авторы работ по В. и. заметно отходят от концепции прогрессивного развития человечества (хотя бы в идеалистич. и европоцентристском понимании), отрицают единство и закономерности всемирно-ист. процесса. В противовес марксистскому пониманию социальных революций как "локомотивов-истории", авторы бурж. "В. и." отказываются признавать революц. смену ист. эпох и нередко подменяют историю человечества всевозможными "историями цивилизаций", "историями религий" и т. п., а науч. периодизацию истории — произвольными идеалистич. построениями или полным отрицанием всякой периодизации. Наиболее характерными для этаго времени бурж. "В. и." являются многотомные коллективные труды, изд. В. Онкеном (W. Oncken, "Allgemeine Geschichte in Einzeldarstellungen", Bd 1-46, 1879-93), Э. Лависсом и А. Рамбо (Lavisse E., Rambaud A., "Histoire générale du IVe siècle а nos jours", v. 1-12,1893-1901; рус. пер.: "Всеобщая история с IV века до наших дней", т. 1-8, 1897-1903; пер. последних томов под заглавием "История XIX века", т. 1-8, 2 изд., 1938), И. Пфлуг-Хартунгом (J. Pflugk-Harttung, "Weltgeschichte, Die Entwicklung der Menschheit und Geistesleben", Bd 1-7, 1907-26, рус. пер., т. 1-2, 1910-11), Л. Альфаном и Ф. Саньяком (L. Halphen, Ph. Sagnac, "Peuples et civilisations. Histoire, générale", v. 1-20, 1926-52), Г. Глотцом (G. Glotz, "Histoire générale", 1925-39), B. Гётцом (W. Goetz, "Propyläen- Weltgeschichte", Bd 1-10, 1929-33), Э. Кавеньяком (E. Cavaignac, "Histoire du monde", v. 1-13, 1922-30), три серии т. н. Кембриджской истории ("The Cambridge ancient history", v. 1-12, 1923-39; "The Cambridge medieval history", v. 1-8, 1924-36; "The Cambridge modern history", v. 1-14, 1902-12) и др. Исходя из европоцентристских позиций, они не уделяют должного внимания народам Востока. Так, во "В. и." Глотца в разделе Др. Востока полностью отсутствуют Китай, Иран, Индия и ряд др. стран Азии, а история Египта, Сирии и Месопотамии рассматривается только как преддверие к истории Европы, ибо "именно там создалась культура, которая, будучи вначале локальной, стала универсальной, распространилась в сторону Западной Европы, где она составляет базу нашей цивилизации" ("Histoire générale de G. Glotz", 1 pt., ch. 1, p. 3). Даже Россия на страницах таких "В. и." оказалась в стороне от общего ист. развития. Кавеньяк включил Московскую Русь вместе с историей гос-ва Тимура в VIII т. своей "В. и.", озаглавленный: "Средневековая Индия и Китай. Монголы", а в X томе отвел России всего ок. двух страниц.

=====

В вышедших после Вел. Окт. социалистич. революции бурж. "В. и." проявилось откровенно классовое, резко враждебное отношение к Сов. стране. Грубая тенденциозность отличает даже наиболее либеральное из этих соч. — "Народы и цивилизации" Альфана и Саньяка, в XX томе к-рого (1945) огульно отрицается мировое значение Окт. революции и произведенных ею сдвигов. В еще большей степени необъективность, антинауч. характер освещения В. и. характерны для изданий, предпринятых после 2-й мировой войны. Правда, в них замечается ослабление европоцентристской тенденции и уделяется большее внимание экономич. и социальным факторам. Но наряду с этим углубляется реакционность ист. концепций, часто отрицающих самое понятие прогресса. В опубликованных в сер. 20 в. бурж. "В. и." видно также стремление игнорировать самостоят. ценность культуры неевроп. народов в новое время, умалить роль нар. масс в истории, представить В. и. как историю различного рода якобы наднациональных "цивилизаций" — "континентальных", "морских", а среди них — даже "атлантической" цивилизации. Таковы, напр., "В. и." Ж. Пиренна (J. Pirenne, "Les grands courants de l'histoire universelle", v. 1-7, 1944-56), "Всеобщая история цивилизаций" M. Крузе (M. Crouzet, "Histoire générale des civilisations", 1953-57), "Всеобщая история" Р. Груссе и Э. Леонара (R. Grousset, E. G. Léonard, "Histoire universelle", v. 1-3, 1956-58), "В. и.", выходившая под эгидой зап.-герм. историков ("Historia mundi", Bern, Bd 1-10, 1953-61), "История мировой цивилизации" M. Савелла (M. Savelle, "A history of world civilisation", 1957).

=====

В конечном счете, бурж. историография, несмотря на обилие накопленных фактов и отд. верных наблюдений, оказалась не в состоянии дать целостное и объективное представление о В. и. Решение этой задачи взяла на себя марксистская историография, опирающаяся на прочный фундамент знаний и передовую методологию. Науч. изучение В. и. немыслимо без признания общих закономерностей единого всемирно-ист. процесса. Только марксистский метод дает ключ к пониманию этих закономерностей. Особенно большое внимание при изучении В. и. марксистско-ленинская историография обращает на необходимость диалектич. рассмотрения всей совокупности конкретных ист. явлений и — применительно к клас. обществам — вскрытия движущих сил клас. борьбы, определяющей осн. направление хода В. и. Этим путем только и может быть достигнута подлинная объективность в освещении В. и.

=====

С 1955 в СССР начала выходить первая сов. и первая марксистская "В. и.". Она подготовлена большим коллективом науч. сотрудников Ин-та истории АН СССР, др. академич. и внеакадемич. научных учреждений, высш. уч. заведений и т. д. Из запланированных 10 томов первые 2 охватывают эпоху древней истории, от возникновения человеч. общества до падения Рим. империи включительно; тт. III и IV — эпоху средневековья, до сер. 17 в.; тт. V, VI, VII — новую историю, от англ. бурж. революции 17 в. до кануна Вел. Окт. социалистич. революции; тт. VIII, IX и X — новейшую историю, от Окт. революции 1917 до окончания 2-й мировой войны. Такая периодизация, сохраняя общепринятое в ист. науке деление на 4 осн. эпохи — древнюю, средневековую, новую и новейшую, отражает по своему содержанию марксистскую концепцию революц. смены обществ.-экономич. формаций. Древняя история, включая и древнейшую, освещает развитие человечества на стадиях первобытнообщинного строя и господства рабовладельч. отношений (хотя в одной из крупнейших стран — Китае, уже в эту эпоху возникли новые, феод. производств. отношения). Средневековье понимается как эпоха господства феод. способа произ-ва, в недрах к-рого к концу этого периода зарождается капиталистич. уклад. Новое время — период развития и утверждения во всемирном масштабе капитализма, переходящего в стадию империализма, что не исключает длит. существования, наряду с капиталистич., также феод. обществ, постепенно превращающихся в колонии и полуколонии. Новейшая история открывается победой Вел. Окт. социалистич. революции, знаменующей переход (вначале в России, а затем и в др. странах) от эксплуататорского строя к социализму и коммунизму. Синхронность изложения позволяет в сов. "В. и." сочетать анализ общих закономерностей всемирно-ист. процесса и специфич. особенностей развития отд. стран и народов. Большое внимание при этом уделяется социально-экономич. причинам ист. событий, выявлению новых, прогрессивных черт в жизни народов, показу роли трудящихся масс, их борьбы против эксплуататоров и всякого рода угнетателей. Важной задачей сов. "В. и." является также разоблачение фальсификаций бурж. историографии и ее апологии капитализма, колониализма, антинар. политики правящих эксплуататорских классов. На конкретном ист. материале сов. "В. и." показывает постулат. движение человечества по пути прогресса и непреоборимую силу передовых идей. В последних томах значит. место отведено истории советского общества и др. социалистич. стран, свидетельствующей о превосходстве социалистич. системы над капиталистич.

=====

Сов. "В. и." переводится и издается в ряде стран, в т, ч. в ГДР, Китае, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Греции, Японии.

=====

Лит.: "Всемирная история" в 10 томах, глав. ред. E. M. Жуков, т. 1-9, 1955-62. Во введении к 1 т., а также в библиографии ко всем томам указаны существующие "В. и." и общие работы по этой проблеме (рецензии: "Коммунист", 1956, No 8; "Правда", 1959, 12 авг., No 224 (14983); "ВИ", 1958, No 5; No 6, No 7, 1959, No 8, 1960, No 1, No 5; "СВ", 1956, No 4, 1958, No 2, No 5; "ПВ", 1960, No 2, "ВДИ", 1956, No 3, 1957, No 3, "ВИМК", 1957, No 1, No 6; 1958, No 5, "Rassegna sovietica", 1956, No 3; Годишнак историског, друштва Босне и Херцеговине, 1956, година 8, Capajeno; "Гласник на институтот за нац. исторjа, 1958, No l; Jahrbücher für Geschichte Osteuropas, München, 1956; Amer. historical review, January, 1961 и др.; Жуков Е. M., О периодизации всемирной истории, "ВИ", 1960, No 8; Косминский Е. A., Реакц. историософия Арнольда Тойнби, в кн.: Против фальсификации истории, М., 1959; Далин В. M., Некрич А. М., Яковлев Н. П., История в "меняющемся мире" (О нек-рых концепциях новейших бурж. "всемирных историй"), там же; Кон И. С., Философский идеализм и кризис бурж. ист. мысли, М., 1959; Лукин Н., Осн. проблемы построения всемирной истории, "Историк-марксист", 1937, No 3(61); Barnes H. E., A history of historical writing, Norman, Univ. of Oklahoma Press, 1937; Brandi K., Geschichte der Geschichtswissenschaft, 2 Aufl., Bonn, 1952; Barraclough G., History in a changing world, Oxf., 1955; Butterfield H., Man on his past, Camb., 1955; Cavaignac E., 5000 ans d'histoire. Tableau synoptique des civilisations, P., 1955; Febvre L., Combats pour l'histoire, P., 1953; Geyl P., From Ranke to Toynbee. Five lectures on historians and historiographical problems, Northampton, 1952; Grousset R., L'homme et son histoire, P.,(19541; Gooch G. P., History and historians in the nineteenth century, 3 ed., Boston, 1959; Kirn P., Das Bild des Menschen in der Geschichtschreibung von Polybics bis Ranke, Göttingen, (1955); Somervell D. С., A study of history by A. J. Toynbee, abridgement of v. 1-6, L., 1946; его же, A study of history by A. J. Toynbee; abridgement of v. 7-10, L., 1957; Thompson J. W., Holm B. J., A history of historical writing, v. 1-2, N. Y., 1942; Toynbee A. J., A study of history, v. l-10,L., 1934-54; Troeltsch E., Der Historismus und seine Probleme, в его кн.: Gesammelte Schriften, Bd 3, Tübingen, 1922; Valéry P., La crise de l'esprit, в его Oeuvres, (v. 1), P. 1957.

=====

А. Ф. Миллер. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me