БАКУНИН

Михаил Александрович (18(30).V.1814 — 19.VI(1.VII).1876) — рус. революционер; один из идеологов анархизма и народничества. Родился в помещичьей семье в Новоторжском уезде Тверской губернии. В 1828-33 учился в Артиллерийском училище в Петербурге; служил офицером (в чине прапорщика), в 1835 вышел в отставку. Во 2-й половине 30-х гг. жил в Москве, играл видную роль в кружке Н. В. Станкевича, был близок с В. Г. Белинским, потом также с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым, В эти годы Б. — последователь нем. идеалистич. философии Фихте, позднее — Гегеля. В 1840 уехал за границу (Германия, Швейцария, Франция), где примкнул к левым гегельянцам. Новые радикальные воззрения Б. нашли выражение в ст. "Реакция в Германии" (1842), к-рую в России приветствовали Герцен и Белинский. Деятельность Б. уже в 1843 обратила на себя внимание царской полиции. Требованиям о возвращении на родину Б. не подчинился. В 1844 заочно приговорен к лишению всех прав состояния и ссылке, в случае явки в Россию — на каторгу в Сибирь. 17 нояб. 1847 на собрании в память польск. восстания 1830-31 в Париже Б. произнес речь, в к-рой обличал царизм, предсказывал неизбежность революции против него и от имени передовой России призывал поляков к союзу с целью освобождения всех славян. После этой речи по настоянию рус. пр-ва Б. был выслан из Франции. В 1848 Б. принимал участие в слав. съезде в Праге, был одним из руководителей вспыхнувшего во время съезда нар. восстания (12-17 июня). В двух воззваниях к славянам (1848 и 1849) призывал их к сближению с нем. и венг. народами, к созданию слав. федерации, протестовал против интервенции Николая I в Венгрии (1849). В мае в 1849 Б. — один из руководителей восстания в Дрездене (Саксония), после разгрома которого был арестован и приговорен саксонским судом к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Передан в руки австр. пр-ва и в 1851 вторично приговорен к смертной казни, к-рая снова заменена пожизненным заключением. Вслед за этим австр. властями выдан Николаю I и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Находясь там, Б. по предложению царя написал в 1851 "Исповедь" (текст стал известен лишь после Окт. революции), где в унизительной для достоинства революционера форме каялся в своих "преступлениях" против царя. "Покаяние" было притворным и объяснялось стремлением любой ценой вырваться из неволи. В 1857, после прошения Александру II, отправлен на поселение в Сибирь. В 1861 бежал из ссылки через Японию в США; в конце того же года прибыл в Лондон. В 1862-63 сотрудничал с Герценом и Огаревым, был связан с "Землей и волей". Желая принять непосредств. участие в польск. восстании 1863, участвовал в неудачной морской экспедиции (к берегам Литвы) на пароходе "Ward Jackson" (см. Экспедиция Лапинского). После подавления польск. восстания в 1864 переехал в Италию, где пробыл до 1867, затем жил в Швейцарии. Во время франко-прус. войны Б. участвовал в Лионском восстании (сент. 1870). В 1874 принимал участие в выступлении анархистов в Болонье (Италия). Последние годы Б. жил в Локарно. Умер в Берне (куда приехал лечиться) и там похоронен.

=====

К периоду жизни в Италии относится формирование анархистских воззрений Б. (см. Анархизм), получивших распространение в России, Италии, Испании, романской Швейцарии, частично в Бельгии и Франции. Б. был врагом всякой государственности; резко высказывался против использования гос. власти рабочим классом, против марксистской идеи диктатуры пролетариата, против участия рабочего класса в политич. борьбе в рамках существовавших бурж. гос-в, использования избират. агитации, парламентов и т. Д. Мечтая о социальной революции, Б. не понимал ее действит. содержания, ее экономич. и политич. условий, ист. роли рабочего класса. Он возлагал особые надежды на крестьянство, ремесленные, полупролетарские массы города, на люмпен-пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и бунтарская революционность были отражением недовольства и протеста разоряемых капитализмом мелкобуржуазных масс. В 1864 Б. вступил в Междунар. товарищество рабочих (см. Интернационал 1-й), но, не ведя фактически работы в пользу Интернационала, занялся созданием тайного "Интернационального братства" анархистского характера. В 1868 в Швейцарии основал анархич. орг-цию "Междунар. альянс социалистич. демократии", к-рая была принята Ген. советом в Интернационал на правах одной из женевских секций. Но Б. добивался принятия "Альянса" как самостоят. междунар. орг-ции. Объявив по требованию Интернационала о роспуске "Альянса", Б. и его сторонники фактически сохранили тайную организацию своего союза, всячески стремились при посредстве последнего овладеть руководством в Интернационале и направить его по анархистскому руслу. Систематич. раскольническая кампания Б. против руководимого К. Марксом Ген. совета Интернационала наносила серьезный ущерб междунар. рабочему движению. На Гаагском конгрессе (1872) Б. был исключен из Интернационала.

=====

Связи Б. с рус. движением снова стали активными в 1868-70. Под его ред. в 1868 вышел в Женеве первый номер нелегального журн. "Народное дело". В 1869 он вступил в тесные отношения с бежавшим из России С. Нечаевым, через к-рого рассчитывал распространить на Россию влияние тайной анархистской междунар. орг-ции. К 1869-70 относится ряд печатных обращений Б. к рус. демократич. молодежи. В 1873 появилась книга Б. "Государственность и анархия", к-рая оказала значит. идейное влияние на народнич. революц. движение в России. Б. считал рус. крестьянина "прирожденным" социалистом; основу крест. социализма он, так же как Герцен и др. революц. демократы, видел в общинном землевладении, в самой идее "права на землю", присущей рус. крестьянину. Он внушал молодежи веру в глубокую и неистощимую революционность крест. масс. Уверяя, что "ничего не стоит поднять любую деревню", он подчеркивал недостаточность "частных вспышек" (хотя находил их очень полезными) и указывал революц. интеллигенции задачу установления всеми возможными средствами "живой бунтовской связи между разъединенными общинами". Под прямым воздействием взглядов Б. сформировалось бунтарское бакунистское направление в революц. народнич. движении 70-х гг., игравшее преобладающую роль в этом движении. Однако бакунистское направление в России имело различные оттенки и претерпело на протяжении 70-х гг. заметную эволюцию (см. Народничество). Помимо чисто бакунистских кружков (С. Ковалина и др.), бакунистское влияние сказалось в деятельности долгушинцев, отчасти чайковцев, во "Всероссийской социально-революционной организации" (кружок "москвичей"). "Земля и воля" 70-х гг. исходила в значит. мере в своей программе и тактике из воззрений Б., подвергнутых, однако, определенной переработке. Всестороннее и последоват. преодоление бакунизма связано с появлением рус. с.-д.

=====

Ранние характеристики Б. принадлежат в рус. лит-ре А. И. Герцену. Имея с Б. как с представителем "русского социализма" определенные общие взгляды, Герцен критиковал бунтарство, отношение к гос-ву и нек-рые др. особенности мировоззрения Б. Резкую критику анархистских взглядов Б. и его раскольнич. деятельности в европ. рабочем движении дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Г. В. Плеханов критиковал идеалистич. и метафизич. основу социологич. взглядов Б., утопич. характер его воззрений на социально-экономич. уклад России, но отмечал положит. стороны практич. деятельности рус. бакунистов 70-х гг. Объективная науч. оценка роли Б. и бакунизма в России содержится в трудах В. И. Ленина. Бакунизм Ленин считал миросозерцанием "...отчаявшегося в своем спасении мелкого буржуа" (Соч., т. 18, с. 11). Показав теоретич. несостоятельность бакунизма и вред, к-рый он приносил междунар. рабочему движению, В. И. Ленин вместе с тем признавал вклад в революц. борьбу в России народников-бакунистов в период 70-х гг. (см. Историографию и библиографию к ст. Народничество).

=====

В центре лит-ры о Б. послеоктябрьской эпохи находятся работы В. П. Полонского и Ю. М. Стеклова. Вокруг этих работ развернулась дискуссия, вскрывшая недостатки фактич. стороны исследований и публикаций, а также серьезные принципиальные ошибки в трактовке нек-рых проблем. Стеклов, давший убедит. выводы по ряду вопросов деятельности Б., допустил одновременно грубую модернизацию, видя в Б. "первого основоположника идеи Советской власти". Место Б. в революц. движении переоценивал и М. H. Покровский, считавший его "самым крупным" революционером в России до появления ленинизма. Если для части лит-ры 20 — нач. 30-х. гг. характерна идеализация Б., то в более поздних характеристиках и оценках, дававшихся в ист. или филос. лит-ре, встречалась часто обратная крайность — сгущение темных красок в освещении всех этапов деятельности Б., а частью и его рус. последователей, показ русского бакунизма изолированно, вне связи с революц.-демократич. движением) 60-70-х гг. В Зап. Европе освещением деятельности Б. с анархистских позиций занимались М. Нетлау, Д. Гильом, Ф. Брунбахер (см. ниже лит. к статье). Большое внимание Б. и бакунизму уделяет совр. бурж. историография. Наряду с отдельными попытками объективного рассмотрения роли Б. (напр., книга Ф. Вентури) бурж. историография чаще всего слишком преувеличивает, а иногда прямо извращает роль и место Б. в рус. революц. движении. Так, бурж. исследователи, фальсифицируя историю рус. революц. мысли, пишут о Б. как о самом крупном и характерном представителе революц. движения в России, многие называют его даже непосредств. предшественником ленинизма. Такие ошибочные положения содержатся в работах Т. Масарика, Э. Ламперта, Э. Пизиура, П. Шейберта и др.

=====

Соч.: Избр. соч., т. 1-5, П.-M., 1919-21; Собр. соч. и писем, под ред. и с примеч. Ю. M. Стеклова, т. 1-4, M., 1934-35; Письма М. А. Бакунина к А. И. Герцену и Н. P. Огареву. С прилож. его памфлетов, биогр. введением и объяснит. примеч. M. P. Драгоманова, Женева, 1896 (перепеч. с сокр. в СПБ в 1906).

=====

Лит.: Маркс К., Конфиденциальное сообщение, в кн.: К. Маркс и Р. Энгельс, Соч., т. 13, ч. 1, M., 1936; Маркс К., Мнимые расколы в Интернационале, там же, ч. 2, M., 1940; Энгельс Ф., Доклад об Альянсе социалистам демократии..., там же, Маркс К. и Энгельс Ф., Альянс социалистической демократии и Междунар. товарищество рабочих, там же; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же, т. 15, M., 1933; Маркс К., Конспект книги Бакунина "Государственность и анархия", там же; Энгельс Ф., Эмигрантская лит-ра, там же; Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, M., 1947 г.; Переписка К. Маркса и Р. Энгельса с рус политич. деятелями, 2 изд., M., 1951; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же Социализм и анархизм, там же, т. 5, его же; Памяти Герцена, там же, т. 18, его же, Государство и революция, там же, т. 25; Плеханов Г. В., Наши разногласия, Соч., т. 2; его же, Анархизм и социализм, там же, т. 4; его же, Предисловие к книге А. Туна "История революционных движений в России", там же, т. 24; Герцен. И., Михаил Бакунин, Собр. соч., т. 7, M., 1956; его же, Былое и думы, там же, т. 9-11, M., 1956-57; его же, M. А. Бакунин, там же, т. 16, M., 1959; Герцен и его письма "К старому товарищу", в кн. ЛН, т. 61, M., 1953; Корнилов А. А., Молодые годы Михаила Бакунина, М., 1915; его же, Годы странствий Михаила Бакунина, Л.-M., 1925: Мат-лы для биографии М. Бакунина, под ред. В. Полонского, т. 1-3, M.-П-Л., 1923-33; Полонский В., Михаил Александрович Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление, т. 1, 2 изд., M.-Л., 1925; Стеклов Ю., Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность, т. 1-4, M.-Л., 1926-27; Базельский конгресс Первого Интернационала 6-11 сент. 1869 г., (Л.), 1934; Лондонская конференция Первого Интернационала 17-23 сент. 1871 г., (М.), 1936; Лавров Р. Л., Народники-пропагандисты 1873-1878 гг., 2 изд., Л., 1925; Ковалик С. Ф., Революционное движение семидесятых годов и процесс 193-х, M.,1928; Сажин М. P. (Арман Росс), Воспоминания 1860-80 гг., M., 1925; Дебагорий-Мокриевич В., От бунтарства к терроризму, кн. 1-2, M.-Л., 1930; Богучарский В., Активное народничество семидесятых годов, М, 1912; Козьмин Б.П., Русская секция Первого Интернационала, M., 1957; Левин Ш. M., Обществ. движение в России в 60-70-е годы XIX в., M., 1958; Venturi F., Il populismo russo, v. 1-2, (Torino), 1952; Lauth R., Einflüsse slawischer Denker auf die Genesis der Marxschen Weltanschauung, "Orientalia Christiana Periodics", 1955, v. 21, Scheibert P., Von Bacunin zu Lenin, Leyden, 1956; Masaryk T. G., The spirit of Russia, Studies in history, literature and philosophy, transl. from the German original, v. 1-2, 2 ed., L.-N. Y., 1955; Lequien E., Bakounine et le marxisme, "Revue d'histoire économique et sociale", R., 1954, v. 32, No 4, p. 389-412; Cole G. D. H., Socialist thought. Marxism and anarchism. 1850-90, L., 1954; Romano A., Storia del movimento socialista in Italia, v. 1, (Milano-Roma), 1954; Billig J., Der Zusammenbruch des deutschen Idealismus bei den russischen Romantikern. (Bjelinski, Bakunin), B., 1930; Pyziur E., Tue doctrine of anarchism of Michael A. Bakunin, Milwaukee (Wis.), 1955; Lampert E., Mikhail Bakunin (1814-76), в его кн.: Studies in rebellion, L., 1957.

=====

Ш. M. Левин. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. БАКУНИН — БАКУНИН Михаил Александрович [18 (30) мая 1814, усадьба Премухино Тверской губернии – 19 июня (1 июля) 1876, Берн, Швейцария] – русский философ, публицист, один из идеологов революционного народничества и анархизма. Новая философская энциклопедия
  2. Бакунин — Михаил Александрович [18(30).5.1814, Новоторжский уезд Тверской губернии, — 19.6(1.7).1876], русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Родился в помещичьей семье. Большая советская энциклопедия
  3. БАКУНИН — Бакуня — то же, что бакуля: говорун, краснобай. Может быть и другое происхождение: Бакуня уменьшительная форма имени Абакум (Аввакум). (Ф). В «Ономастиконе» Веселовского: Бакуня, Бакунины: Бакуня Голощапов, крестьянин, 1579... Словарь русских фамилий
  4. БАКУНИН — БАКУНИН Михаил Александрович (1814-1876) — русский мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. В 1828-1833 учился в Петербургском военном училище. В 1836 вышел в отставку и поселился в Москве. Вошел в кружок Станкевича. Новейший философский словарь