Слободская Ода Абрамовна

(28.11.1895, Вильно — авг. 1970, Лондон) — артистка оперы, концертная певица (драматическое сопрано). Воспитанница Петербургской консерватории, занималась в классе знаменитого педагога, специалиста «по женским голосам», профессора Н.Ирецкой. Дебютировала в Петроградском Народном доме в роковой день 25.10.1917 в опере Дж.Верди «Дон Карлос». В этом спектакле, состоявшемся, несмотря на гремевшие в Петрограде выстрелы, в роли Короля Филиппа выступал Ф.Шаляпин, Королеву Елизавету пела С. Первое выступление С. на сцене Мариинского театра состоялось в 1918, С. исполнила партию Лизы в «Пиковой даме» П.Чайковского. Работа в Мариинском театре в послереволюционные годы не сделала ее имя известным. Настоящая артистическая карьера С. началась лишь в Париже в 1922. 3 июня на сцене «Grand-Opera» силами антрепризы С.Дягилева была впервые представлена публике опера И.Стравинского «Мавра». Партия Параши исполнялась С" в роли Соседки выступила Елена Садовень, голос которой записывала крупнейшая компания грампластинок в Европе «Gramophone — His Masters Voice», в роли Гусара — Стефан Белина-Скупевский, дирижировал Г.Фительберг. С этого времени имя С. приобретает европейскую славу. В 1920-х она работала в Русской опере в Париже, совершала гастрольные поездки с украинским хором по Северной и Южной Америке, давала сольные концерты в Мексике. Лучшая работа С. в Русской опере — Феврония в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского-Корсакова — принесла певице триумфальный успех во время гастролей труппы в «La Scala» и др. крупнейших театрах. Строгий возвышенный вокальный и сценический стиль, выдающиеся качества музыканта-интерпретатора, искренность пения, присущие С" в полной мере соответствовали требованиям, предъявляемым партии Февронии. В целом исполнительская манера артистки противоречила моде того времени на избыточную внешнюю эмоциональность, но была столь убедительна своей правдивостью, что позволила С. занять особое место в певческой элите своей эпохи. В 1931 С. поселилась в Лондоне, где выступала на сцене театра «Drury Lane» под управлением знаменитого английского дирижера сэра Томаса Бичема. В том же году в Лондоне гастролировал Шаляпин с труппой Русской оперы. Через 10 лет после совместной работы в Мариинском театре Шаляпин и С. снова встретились на сцене, в «Русалке» Д.Даргомыжского (С. исполнила партию Наташи). В следующем сезоне певица дебютировала в Королевском театре «Covent Garden» в опере Р.Вагнера «Тангейзер» в партии Венеры, чаще исполняемой певицами меццо-сопрано, нежели сопрано. Ее партнером был лучший вагнеровский тенор тех лет датчанин Лауритц Мельхиор. В дальнейшем она выступала в «Covent Garden» в разнообразном репертуаре.С. была первой в Англии исполнительницей Катерины Измайловой в «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича (Лондон, 1936, концертная постановка под управлением Альберта Коутса). В разгар 2-й мировой войны, в 1943, она содействовала постановке в лондонском театре «Savoy» оперы М.Мусоргского «Сорочинская ярмарка» и исполнила в ней роль Параси. Много сил С. отдавала концертам, в которых знакомила публику с богатством русской музыкальной культуры. Программы концертов она составляла, сочетая классические романсы с произведениями композиторов-современников — А.Гречашнова, С.Рахманинова, Н.Метнера, И.Стравинского и др. Если до начала войны С" помимо Англии, выступала с концертами в континентальной Европе (в основном в Голландии и Бельгии), то по ее окончании ограничила свою деятельность пределами Великобритании. Концертные выступления и работа в студиях грамзаписи продолжалась до 1960. Но и в последующие годы С. не порывала с искусством, выступая по радио (Би-Би-Си). Незадолго до смерти С. побывала в Ленинграде, где у нее проживали родственники, но затем вернулась в Лондон, на родину супруга-летчика, погибшего во время войны в «битве над Англией». Свой артистический архив она передала в частное собрание в Петербурге. Имя этой замечательной певицы практически забыто в России, но в Англии С. и по сей день является одним из самых почитаемых русских музыкантов, наряду с Шаляпиным и В.Розингом. Исполнение ею русского камерного репертуара (в Англии довольно хорошо известного) и ныне считается эталонным. Записи С. в полной мере подтверждают ее высокую репутацию певицы. Ею был записан обширный репертуар. На пластинках «His Masters Voice» значительнейшей работой певицы являются записи романсов Метнера в ансамбле с автором, одним из лучших пианистов своего времени. Часть этих записей была выпущена в 1983 фирмой «Мелодия» в составе авторской пластинки Метнера. Романсы русских композиторов записывала С. и для другой крупной граммофонной компании «Decca». Позднейшие, 1950-х, записи принадлежат фирме «Saga». На этих, уже «долгоиграющих», пластинках записан разнообразный репертуар — от «Письма Татьяны» (поистине выдающееся исполнение, подлинный шедевр) до песни М.Блантера «В лесу прифронтовом». Романсы Чайковского, Гречанинова, песни Стравинского и Я.Сибелиуса, произведения популярные и совершенно нерепертуарные — все они в исполнении С. приобретают особую значимость, «классичность». Голос певицы отличался редкостным по благородству тембром, а ее исполнительская манера — строгостью, сдержанностью, исключавшими какую-либо поверхностность.

Источник: Исторический словарь на Gufo.me