Компанейский Николай Иванович

Духовный композитор (1848 — 1910). Учился в Николаевском кавалерийском училище; был вольнослушателем в университете по физико-математическому факультету. Знакомство с Серовым , Мусоргским , Даргомыжским и певцом О. Петровым оказало влияние на национальный характер его опер: "Тарас Бульба" и "Майская Ночь", которые он впоследствии сжег. Из его духовно-музыкальных сочинений (41) самые крупные: "Литургия" болгарского распева и "Догматики Богородичны" знаменного распева. Компанейский — поборник выдержанного древнерусского церковного стиля. Исходным началом фактуры его песнопений была не столько гармонизация церковных напевов, при которой голосовые партии, кроме главной, обыкновенно малохарактерны, сколько контрапунктическое комбинирование характерных мелодических элементов — "попевок", входящих в состав того или другого церковного напева. Его песнопения отличаются церковностью, выразительностью, соответствием музыки и текста, но им недостает порой технической законченности. Компанейский успешно отстаивал бесцензурный выпуск в свет духовных композиций против притязаний наблюдательного совета при московском Синодальном хоре.

Источник: Исторический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Компанейский Николай Иванович — Писатель по истории музыки и композитор (род. в 1848 г.). Главные его труды: "О стиле церковных песнопений" (1901); "О связи русского церковного песнопения с византийским" (1903); "Современное демество"... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона