Алябьев Александр Александрович (4.08.1787 — 22.02.1851)

Русский композитор. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева — сенатор, президент Берг-коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией — дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета. Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (в Ахтырском гусарском и Конноегерском полках). В 1823 вышел в отставку в чине подполковника. Жил в Москве и Петербурге, где сблизился с писателем М.Н. Загоскиным, композитором А.Н. Верстовским и др. литературными, музыкальными и театральными деятелями. В 1822 в Петербурге в Большом театре были поставлены комическая опера Алябьева "Лунная ночь, или Домовые" и опера-водевиль "Новая шалость, или Театральное сражение". В 1825 вместе с Верстовским Алябьев написал музыку к прологу "Торжество муз" М.А. Дмитриева. Алябьев — автор многих опер-водевилей, которые ставились в театрах Москвы и Петербурга. Алябьев являлся представителем музыкального романтизма в России, автором классических романсов, таких, как "Соловей" (на слова А.А. Дельвига), "Зимняя дорога" (на слова А.С. Пушкина), "Нищая" (на слова П. Беранже) и "Вечерний звон" (на слова И.И. Козлова). Алябьев написал музыку к ряду драматических спектаклей Большого театра в Москве: "Виндзорские кумушки" (В. Шекспира), "Русалка" (А.С. Пушкина), "Безумная" (И.И. Козлова). Им была написана опера "Аммалат-бек" (1842-47) по одноименной повести А.А. Бестужева-Марлинского, а также серия духовных песнопений. В.А. Федоров

Источник: Исторический словарь на Gufo.me