Альмохады

Династия халифов Марокко, правившая в 1130-1269 гг. Основателем секты альмохадов был некий Ибн Тумарт, происходивший из небольшого горного селения Иглиз на юге Марокко и с юных лет выделявшийся своим религиозным пылом. Около 1110 г. он оставил родные места и отправился пополнять свое образование в Дамаск и Багдад. В Багдаде он обучался в высшей мусульманской школе Низам ал-мульком. Там Ибн Тумарт увлекся теологией ал-Ашари, который считается основателем ортодоксального схоластического богословия (калам). Проучившись около 10 лет, он вернулся в Африку и поселился в Маллале — небольшой деревушке неподалеку от Буджая. Здесь явились у него первые ученики, среди которых с самого начала видное место занял Абд ал-Мумин. Он был сыном простого горшечника из Тагры — небольшой деревушки на территории зенатского племени кумийа. В детстве он изучал Коран в деревенской школе, а потом в медресе Тлемсена. Желая усовершенствовать свои познания, он отправился на восток и в Маллале встретился с Ибн Тумартом. Моральные принципы, с изъяснения которых Ибн Тумарт начал свою реформаторскую деятельность, характеризовались крайней суровостью. Он проповедовал в духе раннего ислама, то есть призывал воздерживаться от всяких возбуждающих напитков и запретных развлечений (в том числе музыки), порицал роскошь, осуждал своеволие женщин и т.п. Все это было не ново с точки зрения доктрины, однако нравы, которые в то время царили в Магрибе от Туниса до Марракеша, были совершенно иными. Получалось, что Ибн Тумарт проповедует коренную реформу нравственности. Что касается его богословия, то основой основ в нем было утверждение единства Бога — таухид, откуда и пошло название его последователей — альмуваххидины или альмохады, то есть "провозглашающие единство Бога". Следствием единства Бога являлось Его всемогущество, которое, в свою очередь, влекло за собой признание абсолютного предопределения. "Все сотворенное предопределено Им и предвосхищено, — говорил Ибн Тумарт, — ?каждого ждет то, что ему предназначено". Около 1120 г., когда он имел уже около десятка последователей, Ибн Тумарт решил перенести свою проповедь в страну берберов Атласа. По пути он посетил Марркакеш и имел несколько встреч с альморавидским эмиром Али, однако не сумел обратить его в свою веру. Но когда Ибн Тумарт вернулся в родную деревню, он нашел множество восторженных последователей среди своих соплеменников. Прошло совсем немного времени, и посланцы нескольких племен признали его имамом и поклялись не оставлять его в священной войне против правивших в Марокко Альморавидов. Приняв их клятву, Ибн Тумарт провозгласил себя махди — непогрешимым имамом, посланным Богом, чтобы уничтожить заблуждения и обеспечить торжество истинной веры. Для того чтобы лучше влиять на горные племена и готовить наступление против Альморавидов, он обосновался в 1125 г. в Тинмеле — маленьком селении, расположенном в начале небольшой равнины в верхнем течении Нфиса. В качестве образца для себя и своей общины Ибн Тумарт взял жизнь Мухаммада и группы его первых сподвижников в Медине, которым он во всем подражал. Подобно Пророку, Ибн Тумарт действовал как духовный руководитель, судья, командующий армией, а также как берберский вождь. Все важнейшие решения принимались на "Совете десяти", в который входили десять "толба" — ближайших учеников Ибн Тумарта, раньше других признавших его махди. Кроме Абд ал-Мумина, в их число входили Абу Хафс Умар и Абдаллах ибн ал-Башира. Вся жизнь общины подчинялась строгому распорядку, и махди крепко держал ее в руках. Усердие при отправлении религиозных обязанностей было обязательно. Небрежное отношение к ним влекло наказание кнутом и даже смерть. Всякий, кто не был полностью предан делу распространения идей махди, заслуживал участи неверных. Так, однажды Ибн Тумарт приказал уничтожить одно из малонадежных племен. Этими энергичными мерами он укрепил свою власть над горцами. Вскоре ему удалось создать в Атласе настоящее государство с денежными средствами, поступавшими от сбора налогов, и фанатичным войском, готовым к беспощадной войне против Альморавидов. Военные действия против них фактически развернулись уже в 1122 г. и поначалу носили характер коротких набегов. Затем пришла очередь более крупных операций. В 1128 г. армия альмохадов в течение сорока дней осаждала Марракеш, от которого, правда, должна была отступить с большим уроном. Спустя четыре месяца после этого Ибн Тумарт умер. Его смерть в течение двух лет скрывали от остальных альмохадов. В это время все дела решались "Советом десяти", ведущую роль в котором стал играть Абд ал-Мумин. Только в 1130 г. он был признан официальным преемником махди и принял титул халифа. В конце 30-х гг. альмохады начали медленно распространять свою власть на соседние области. Сначала Абд ал-Мумин занял южные горные провинции Марокко, затем присоединил долины Уэрги и Рифа. Новый эмир Альморавидов Ташуфин ибн Али попытался выставить против него христианские войска под командованием Ревертера, некоторых союзников из числа зената и подкрепления, посланные ему алжирскими Хаммадидами. В 1145 г. Ревертер погиб в одной из стычек. Вскоре был разбит и погиб сам Ташуфин. Абд ал-Мумин двинулся на Фес и взял его после девятимесячной осады. Наконец альмохады подступили к Марракешу. Столица Марокко была захвачена штурмом и отдана в 1147 г. на разграбление. Последний альморавидский эмир Исхак был казнен вместе со всеми своими родственниками. К 1148 г. завоевание Марокко завершилось. Но оставалась еще европейская часть владений Альморавидов. Фактически мусульманская Испания распалась к этому времени на несколько независимых эмиратов. Их правители, конечно, не желали подчиняться марокканскому халифу, но их вынуждало к этому наступление христиан. Поэтому к 1150 г. большинство из них прислали к Абд ал-Мумину своих послов и изъявили (по крайней мере на словах) покорность. Однако халиф не спешил в Испанию. В 1151 г. он предпринял поход в Средний Магриб против последнего хаммадидского султана Йахйи, взял Буджай и Алжир, а потом разорил Кала Хаммадидов. Арабские племена бану хиляль оказали берберам упорное сопротивление, но были разбиты в четырехдневной и чрезвычайно кровопролитной битве у Сетифа. Абд ал-Мумин не стал мстить побежденным, вернул им их имущество и торжественно принял хилялийских шейхов в Марракеше. В 1159 г. он двинулся дальше на восток и вторгся в Ифрикию (Тунис). Здесь альмохады быстро подчинили мелкие эмираты, возникшие после распада государства Зиридов, вошли без боя в Тунис и Сус, а затем приступили к осаде Махдии. Город упорно оборонялся и сдался только в январе 1160 г. Халиф насильно переселил в Дальний Магриб несколько арабских племен и рассеял их на приатлантических равнинах. На всей завоеванной территории от Киренаики до Атлантического океана Абд ал-Мумин велел провести обмер земляных угодий. Из этой площади была исключена треть, занятая горами, реками, соляными озерами, пустынями и дорогами. Остальные две трети халиф обложил земельным налогом (хараджем). Было определено, сколько должно платить зерном и деньгами каждое племя. Это являлось новшеством для Берберии, где такой налог платили только иноверцы. Однако в глазах Абд ал-Мумина правоверной могла считаться только секта альмохадов. Все остальные мусульмане, и даже альмохады, подозреваемые в недостаточной приверженности движению, входили в категорию неверных. Община имела право захватить их имущество, становившееся хабусом, пользователи которого платили харадж. Завершив завоевание Магриба, Абд ал-Мумин в 1161 г. переправился через Гибралтар и высадился в Испании. Большинство местных эмиров еще прежде признали его власть, однако значительная часть Андалусии объединилась в независимое государство, во главе которого встал правитель Севильи, испанец христианского происхождения Ибн Марданиш. В 1162 г. халиф отнял у него Гранаду. Затем он переехал в Рибат и стал собирать здесь силы для похода на север. Но осуществить свои планы не успел — он умер в мае 1163 г. в возрасте 69 лет. Власть перешла к его сыну Йусуфу I. Он смог утвердиться на престоле только через пять лет, подавив оппозицию видных альмохадских шейхов во главе с Абу Хафсом Умаром. Покончив с африканскими делами, Йусуф в 1170 г. возобновил войну против Ибн Марданиша, который при поддержке христианских королей Арагона, Кастилии и Барселоны стал вновь совершать набеги на альмохадскую территорию. Вскоре тот был убит под Мурсией, и к 1172 г. вся мусульманская Испания признала власть альмохадов. Затем Йусуфу пришлось подавлять упорное восстание племен гомара и санхаджа. С христианами халиф заключил перемирие на семь лет, которое вскоре было нарушено королем Леона Альфонсом IX. Занятый делами в Ифрикии (ему пришлось подавлять упорное восстание в Тафсе, взятой только в 1180 г.), Йусуф долго не предпринимал ответных мер. Наконец в 1184 г. он начал поход против Сантарема, в котором и погиб в возрасте 46 лет. Ему наследовал его 25-летний сын Абу Йакуб, прозванный впоследствии ал-Мансур. Его правление началось в сложных условиях. Помимо того, что ему пришлось вновь утверждать свою власть в Испании, напряженная обстановка сложилась в Ифрикии, куда вторглись эмиры Мальорки братья Бану Ганийа. В 1184 г. они неожиданно захватили Буджай, а затем, с помощью восставшего населения, также Алжир, Милиану и Кала Хаммадидов. Едва приняв власть, молодой халиф выступил против Бану Ганийа, нанес им поражение под Константиной, а затем еще раз разбил близ Габеса. Чтобы прекратить мятеж, он переселил в Марокко три арабских племени. Однако и после этого власть альмохадов здесь оставалась эфемерной. Окраинное положение Ифрикии не позволяло властителям Дальнего Магриба рассчитывать на ее верность. В 1188 г. Йахйа ибн Ганийа возобновил войну и в последующие годы овладел всей Восточной Берберией от Бона до Джебель-Нфусы. Абу Йакуб должен был пока предоставить ему свободу действий, поскольку основное его внимание было обращено на Испанию. Здесь христиане одерживали одну победу за другой. Король Кастилии Альфонс VIII после долгой осады отнял у альмохадов Куэнку, в то же время король Леона завладел Эстремадурой. Абу Йакуб тщательно готовился к реваншу. В 1196 г. произошло большое сражение при Аларкосе, в котором кастильцы потерпели жестокое поражение. После этого Абу Йакуб начал наступление против Толедо, Мадрида, Алькалы и Куэнки, но осада всех этих городов была безуспешной. В то время как шли войны на окраинах халифата, в Марокко царили мир и процветание. Мусульманские историки единодушно считали царствование Абу Йакуба самым блестящим периодом в истории альмохадской империи. Халиф вел обширные строительные работы. В Марракеше при нем построили несколько общественно-полезных сооружений: водопровод для питьевой воды, госпиталь, дороги. Халиф был человек весьма просвещенный, которого тянуло к интеллектуальной жизни. При его дворе существовал кружок поэтов, ученых и философов. После смерти Абу Йакуба начался быстрый упадок империи. В 1199 г. ему наследовал сын Мухаммад ан-Насир. Историк ал-Марракуши описывает его следующим образом: "?Он часто опускал глаза и был очень молчалив, главным образом из-за дефекта речи, которым страдал; он был непроницаем, но вместе с тем мягок, храбр, но не склонен к пролитию крови и едва ли стремился совершить что-либо, помимо того, что хорошо изучил?" В "Киртасе" эта характеристика дополняется следующим образом: "Он не способен был доводить дело до конца, не прилагая больших усилий, и один руководил своим государством, полагаясь только на собственное разумение". Новый халиф начал с того, что выступил против Бану-Ганийа. Его флот снова взял Тунис, а его армия вошла в Гафсу и Махдию. Йахйа, побежденный в ожесточенной битве, бежал в пустыню. Своим наместником в Ифрикии халиф сделал могущественного шейха и искусного полководца Абу Мухаммада (сына того самого Абу Хафса Умара, который играл важную роль на начальном этапе альмохадской истории). Сам Мухаммад сосредоточился на испанских делах. Кастильский король Альфонс готовился к реваншу за Аларкос и призвал к себе на помощь всех государей Испании, короля Португалии и даже папу, который проповедовал крестовый поход против альмохадов. Со всех концов Европы в Кастилию съезжались рыцари и искатели приключений. В феврале 1211 г. халиф во главе большой армии также переправился в Испанию.

Источник: Исторический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Альмохады — Принятое в литературе название династии и феодального государства (1121/1122—1269), образовавшегося в результате религиозно-политического движения берберских племён Северной Африки против Альморавидов (См. Альморавиды). Большая советская энциклопедия
  2. АЛЬМОХАДЫ — Принятое в лит-ре название династии и феод. гос-ва (1121/22-1269), образовавшегося в результате движения берберских племен Сев. Африки. А. наз. также и участников движения. Движение А. приняло характер широкой нар. Советская историческая энциклопедия
  3. Альмохады — Исламская династия халифов. В конце XII века захватили кордовский трон Краткий религиозный словарь
  4. Альмохады — Альмохады (от арабского аль-муваххидун, испанского almohades — единобожники), мусульманская династия, правившая в 1146—1269 в государстве, образовавшемся в Северной Африке в результате религиозного движения берберских племён... Большая биографическая энциклопедия
  5. АЛЬМОХАДЫ — АЛЬМОХАДЫ — название династии и государства в Сев. Африке (1146-1269). Государство Альмохады образовано в процессе борьбы с Альморавидами. Наибольшее расширение территории к 1161 при Абд аль-Мумине. Распад государства начался в период Реконкисты. Большой энциклопедический словарь