РЕЛИГИЯ

При крайней расплывчатости термина "религия" и часто противоположных друг другу ценностных суждениях, с ним связываемых, очень трудно описать место "религии" в индуизме. В самом общем понимании, как предполагающуюся индивидуумом его связь с бесконечным и превосходящим временные и сущностные рамки земной жизни, Р. надо признать в индийском об-ве почти вездесущей и всепроникающей. Ограничение горизонта личности строго земным и посюсторонним для такого традиционного об-ва — редкий и странный душевный вывих. Но содержательность представлений о том, что есть вне границ нынешнего существования, весьма многообразна. Общепризнано лишь представление о круговороте индивидуальных духов (джива) в сансаре и о законе моральной причинности — карме, но оно может толковаться и совершенно безлично, как закон и устройство более общей, сравнительно с земною, природы. В таком случае, при несогласии с этим представлением, его можно счесть ложным знанием, но не Р. На этой канве вышит пестрый узор древней политеистич. мифологии с признанием множества божеств, однако последние тысячу лет они, по-видимому, уже не были адресатами молитв, просьб и т. п. и отношение к их реальности (по крайней мере, как значимой для посюсторонней жизни) сравнимо с восприятием античной мифологии христианами. Традиционная единая индуистская доктрина запечатлена в Ведах (для ведантийского периода философии в осн. в упанишадах) и может истолковываться как религиозно, так и чисто философски. Представление об освобождении само по себе не имеет религ, характера и вполне может пониматься (и на деле понималось) как обретение бесконечного бытия собств. усилиями, на основании традиционно преподанных людьми (мудрецами) знаний (см. САНКХЬЯ, АДВАЙТА). Тем не менее, большинство всегда было склонно держаться религиозной т. зр., т. е. понимать запредельное как личностное, а желательную связь с ним как осуществимую в т. ч. посредством межличностных отношений: служения, преданности, просьб; а равно и карму следует воспринимать личностно, как кем-то даруемую награду или налагаемое наказание. С т. зр. интеллектуальной элиты этот взгляд свидетельствует лишь о неразвитости мышления и интуиции. В смысле определенной Р., т. е. секты или направления, в индуизме выделяется три гл. течения: шиваизм, вишнуизм и шактизм; принадлежность к ним определяется при посвящении той мантрой, к-рую получает инициируемый. Эта принадлежность не детерминирует личностно-религиозного или безлично-философского характера понимания индивидуумом бесконечного. Но в целом тяготение к безличному взгляду заметнее в шиваизме. На конкретно-социальном Уровне — т. е. местного почитания богов — характерно сохранение множества локальных божеств, отождествляемых (весьма смутным способом) с гл. фигурами пантеона, могущими выступать как единый Бог — т. е. с Шивой, Вишну или Дургой, иногда также с богами-членами их семей (Скандой, Ганешей). Эта "бытовая" религия подобна культу святых в средневековой Европе. Как социальная организация (церковь) Р. в Индии существовала в форме монашеских орденов разных направлений веданты и храмовых комплексов с множеством жрецов. В истории религ. жизни характерно периодич. появление вероучителей, харизматических святых или реформаторов, обновлявших религ. чувство, но гораздо реже вносивших что-то новое в содержание веры по существу. Вокруг них собиралась община преданных, становившаяся со временем одной из признанных частных традиций. Социальная основа традиционной Р. — монополия брахманского сословия на отправление обрядов, теологию и религ. обучение. Религ. культ включает в себя ежедневные домашние обряды и сложные храмовые действа. Элементы его — подношения изображениям богов или Бога цветов, воскурения, символич. кормление, во время храмовых праздников — более сложные действия со статуей божества, имитирующие услужение ему как царю (царице); пение гимнов, рецитация мантр и др.

А. Парибок

Источник: Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. религия — орф. религия, -и Орфографический словарь Лопатина
  2. религия — Заимств. в Петровскую эпоху из польск. яз., где religia < лат. religio «богослужебные обряды» < «благочестие, добросовестность», суф. производного от religare «связывать», преф. образования от ligare — тж. Религия буквально — «связанность чем-л.» (клятвой, верой и т. д.). Ср. лига. Этимологический словарь Шанского
  3. РЕЛИГИЯ — РЕЛИГИЯ (этимология термина остается спорной. Чаще всего его выводят из лат. religio – «благочестие, святыня, предмет культа»; Цицерон [ЦИЦЕРОН](I в. до н.э.), однако, связывал его с лат. Новая философская энциклопедия
  4. религия — религия ж. 1. Одна из форм общественного сознания — мировоззрение и мироощущение, основанные на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), которые являются предметом поклонения. Толковый словарь Ефремовой
  5. религия — Религии, ж. [латин. religio]. Взгляды и представления, основанные на мистике, на вере в чудодейственные силы и существа. Религии древнего Востока. Мусульманская религия. Большой словарь иностранных слов
  6. религия — РЕЛ’ИГИЯ, религии, ·жен. (·лат. religio). Взгляды и представления, основанные на мистике, на вере в чудодейственные силы и существа. Религии древнего Востока. Мусульманская религия. Толковый словарь Ушакова
  7. религия — РЕЛИГИЯ и, ж. religion f., нем. Religion, пол. religia <, лат. religio. 1. Несовместимые с научным миропониманием взгляды и представления, основанные на убеждении и существовании божественных сил, управляющих миром. БАС-1. Всем релижиям вольность. Словарь галлицизмов русского языка
  8. РЕЛИГИЯ — (лат. religio) — одна из древнейших идеологич. форм; находит свое выражение в ритуальных и мифологич. системах, деятельности культовых орг-ций, ориентации массового сознания и личности. В религ. Советская историческая энциклопедия
  9. религия — -и, ж. 1. Мировоззрение, несовместимое с научным миропониманием, основанное на вере в существование бога, сверхъестественных сил, управляющих миром. Малый академический словарь
  10. Религия — (лат. religio) одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ). Словарь по культурологии
  11. Религия — • Religĭo. I. P. греков была в древнейшие времена, в так называемый пеласгический период, обоготворением природы; но не сами предметы природы, как они представляются нашим чувствам, считались божественными существами и почитались как таковые... Словарь классических древностей
  12. религия — Рел’игия (от ·лат. набожность, почитание святыни) — система традиций, обрядов и соответствующего поведения, основанная на определенном духовном учении. Библейский словарь Вихлянцева
  13. РЕЛИГИЯ — РЕЛИГИЯ — англ. religion; нем. Religion. 1. Соц. институт, включающий систему соц. норм, ролей, установленных обычаев, верований и ритуалов (культов), предписаний, стандартов поведения, организационных форм, основанных на вере в сверхъестественное. Социологический словарь
  14. РЕЛИГИЯ — РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочестие, набожность, святыня) — мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах... Новейший философский словарь
  15. религия — РЕЛИГИЯ ж. лат. вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья. Религиозный обряд, обряд веры. Религиозный человек, верующий, твердый в вере. Религиозность ж. свойство, состоянье по прилаг. Толковый словарь Даля
  16. религия — РЕЛИГИЯ, и, ж. 1. Одна из форм общественного сознания совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), к-рые являются предметом поклонения. Толковый словарь Ожегова
  17. религия — Рели́ги/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  18. религия — см. >> вера Словарь синонимов Абрамова
  19. Религия — (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (Культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов... Большая советская энциклопедия
  20. религия — рели́гия уже у Куракина: религия, реле́я (1705–1706 гг.; см. Христиани 17). Заимств. через польск. religia из лат. religiō; см. Преобр. II, 195. Сюда же религио́зный – через нем. religiös – то же из лат. religiōsus "набожный". Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. Религия — Этимологически термин восходит к латинскому глаголу religate (связывать). Религия как явление включает в себя ряд компонентов: вероучение: верования, составляющие систему догматов, ведущую начало от мифологии данной религии бог (или боги) как верховная Краткий религиозный словарь
  22. РЕЛИГИЯ — РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) — основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Большой энциклопедический словарь
  23. религия — РЕЛИГИЯ -и; ж. [от лат. religio — набожность, святыня] 1. Одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. Толковый словарь Кузнецова
  24. религия — См. государственная религия. Большой юридический словарь
  25. Религия — Философы и богословы определяли Р. различно, выдвигая вперед ту или другую особенность отношений человека к тому высшему существу или тем высшим силам, которому или которым он поклоняется. Одни полагали сущность... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  26. религия — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? религии, чему? религии, (вижу) что? религию, чем? религией, о чём? о религии; мн. что? религии, (нет) чего? религий, чему? религиям, (вижу) что? религии, чем? религиями, о чём? о религиях... Толковый словарь Дмитриева