ПРАВО

Судебные дела (вьявахара) в Древней Индии рассматривались, исходя из трех осн. компонентов, образующих право (дхарма). Во-первых, дхарма считалась извечной и в принципе неизменной, содержащейся, в конечном счете, в свящ. Откровении (шрути, Веда). Воплощением этой дхармы считались тексты сутр и шастр (дхарма-сутры, дхарма-шастры). Во-вторых, в реальной действительности гл. роль играла неписаная традиция — "обычаи благочестивых" (садачара) или "образ жизни ученых" (шиштагама). Традиция эта имела многочисл. варианты в разных местностях, кастах или кланах. Предполагалось, что и в основе традиционного поведения в конечном счете лежит утерянный ныне текст Откровения. В-третьих, государств, власть принимала решения в конкретных ситуациях, издавая указы (шасана) по отдельным поводам. Эти указы должны были исполняться, но они не создавали прецедентов и не могли повлечь за собою изменения дхармы. Т. обр., законодательства в полном смысле слова Древняя Индия не знала, а т. наз. "Книги законов (или заповедей)", т. е. дхарма-шастры, не были обязательны к исполнению. Они содержали скорее идеалы праведности, нежели четкие нормы права. При почти полном отсутствии указов и сведений по местным обычаям мы вынуждены ограничиваться догмами т. наз. классического индийского П., запечатленными в Артхашастре и дхарма-шастрах. В традиционной классификации предметов судебного разбирательства особое место принадлежит семейно-брачному и наследственному П. Их значимость определяется тем, что получение наследства тесно связано с осн. религ. обязанностями домохозяина по поддержанию семейного культа. Брак часто заключался с условием уплаты брачного выкупа (шулка), однако в ортодоксальных семьях было принято за девушкой давать приданое. Имуществом семьи распоряжался старший мужчина, и оно переходило по мужской линии, к сыновьям. Дочери могли претендовать лишь на средства, необходимые для выдачи их замуж. Замужняя женщина имела собственное имущество (стридхана), состоявшее гл. обр. из свадебных даров и приданого. При обычных обстоятельствах муж не имел права распоряжаться стридханой. Так как целью брака считалось рождение детей, мужу предоставлялось право иметь несколько жен. Однако положение гл. супруги сохранялось в том случае, если она родила мужу наследника. В древности имела распространение практика нийоги — "поручения" жене родить сына-наследника (обычно от сородича), если сам муж оказывался неспособен иметь родных детей. Нередки были также случаи усыновления. Жена могла добиться расторжения брака, если муж был неспособен к супружеской жизни. Однако и развод, и повторное замужество вдов решительно порицались и постепенно выходили из употребления в ортодоксальных семьях. Раздел семейного имущества происходил обычно после смерти отца семейства. Институт завещания индийскому П. неизвестен. Более того, если отец делил имущество при жизни, он был не вправе кого-либо обделить или лишить наследственной доли. Старший из братьев получал преимущественную долю, ибо на него возлагалась ответственность за поддержание культа предков (шраддха). После смерти отца сыновья часто продолжали вести общее хозяйство, не деля имущество или соединив свои доли после формального раздела. Большое место в шастрах занимает также изложение долгового П., ибо именно в этой связи говорится о судебной процедуре, требованиях, предъявляемых к свидетелям, и т. п. Обязанность уплаты долгов лежала на самом должнике, его наследниках и поручителях. Обычный рост устанавливался в 1 1/4 процента суммы долга в месяц. Однако бывали и более высокие ставки в зависимости от степени риска, цели займа и т. п. Обеспечением долга мог служить залог — и в том случае, если залог использовался, долг обычно считался беспроцентным. В кач-ве залога могли фигурировать движимое и недвижимое имущество, в т. ч. и люди. Осн. правила, касавшиеся сохранности и своевременного возвращения заложенных вещей, распространялись также на вклады, сырье, переданное ремесленнику для обработки, и т. п. Наемный труд регулировался теми же условиями, что и аренда любой собственности. Как особые отношения займа рассматривалось и приглашение жрецов для совершения ритуала. В связи с поземельными спорами рассматривается в шастрах проблема собственности. Титул собственности, доказывающий законные пути ее приобретения, определял неоспоримые права собственника. Однако по отношению к земельным владениям приходилось учитывать еще два обстоятельства: преимущественное право соседей — членов той же общины на отчуждаемый участок и необходимость обработки полей. Поле, остававшееся необработанным, через несколько лет становилось ничейной землей, принадлежащей только царю как владыке на всей территории гос-ва. Давностное П. пользования в отношении движимого имущества определялось о"бычно в 10 лет, для земли устанавливались более длительные сроки. В уголовном П. следует отметить принцип четкой градации наказаний за оскорбление в зависимости от сословно-кастового положения потерпевшего и обидчика.

А. Вигасин

Источник: Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Право — Совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью... Большая советская энциклопедия
  2. право — 1) -а, мн. права, ср. 1. только ед. ч. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми и выражающих волю господствующего класса. Избирательное право. Социалистическое право. Малый академический словарь
  3. ПРАВО — ПРАВО — англ. law /right /claim; нем. Recht. 1. Система общеобязательных соц. норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощью этих норм и охраняемых им. 2. Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода ч.-л. делать, осуществлять. Социологический словарь
  4. ПРАВО — Система общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством и выражающих волю господствующего класса (после победы социализма — всего народа). Соблюдение норм П. обеспечивается мерами гос. Советская историческая энциклопедия
  5. ПРАВО — ПРАВО – специфическая форма общественных отношений, особый вид социальной регуляции. В истории и теории права есть два подхода в трактовке сущности и понятия права: юридический (от лат. ius – право) и легистский (от лат. lex – закон). Новая философская энциклопедия
  6. право — 1. пра́в/о¹ (избирательное). 2. пра́во², вводн. сл. 3. пра́в/о³, нареч. (от пра́в/ый). Морфемно-орфографический словарь
  7. право — орф. право1, -а, мн. права, прав, -ам право2, вводн. сл. право3: (не знает,) где право, где лево; право руля, право на борт (команды); под право (ударить, послать мяч) Орфографический словарь Лопатина
  8. право — Право слово (простореч.) — вводное слово, выражающее уверение, честное слово. ► Право слово, не опоздаю. Фразеологический словарь Волковой
  9. право — ПРАВО - право атаки. см. ПРАВОТА тактическая. - право ответа. см. ПРАВОТА тактическая. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  10. право — • исключительное ~ • неограниченное ~ • непререкаемое ~ • полное ~ Словарь русской идиоматики
  11. ПРАВО — Совокупность (система) общеобязательных социальных норм, выражающих волю государства и охраняемых его силой. Такое представление о праве является весьма распространенным не только в отечественной, но и зарубежной юридической литературе. Словарь по конституционному праву
  12. ПРАВО — ПРАВО История многих слов и понятий связана с историей международного общения культур и языков. Такие слова, как право, можно изучать лишь на фоне истории слов греч. ε぀θύτης, δικαιοσύνη, лат. jus, немец. Recht, польск. prawo, чешск. pravó. Историко-этимологический словарь
  13. право — Привилегия, льгота, преимущество, прерогатива, монополия Имею полное право на что-нибудь (сделать что-нибудь) Лишен прав и преимуществ Он имел – если не право, то резон – смеяться Я властен (имею право, вправе) делать что-либо... Словарь синонимов Абрамова
  14. Право — • Ius (юр.) 1. в объективном смысле, законная норма для поведения людей, и именно как систематическое собрание постановлений закона (напр. Словарь классических древностей
  15. право — сущ., с., употр. очень часто (нет) чего? права, чему? праву, (вижу) что? право, чем? правом, о чём? о праве; мн. что? права, (нет) чего? прав, чему? правам, (вижу) что? права, чем? правами, о чём? о правах... Толковый словарь Дмитриева
  16. право — Общеслав. Субстантивация прил. правъ (см. правый) в форме ср. р. Право «закон» (ср. правовое государство) < «то, что правильно». См. юстиция. Этимологический словарь Шанского
  17. право — 1. система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Большой бухгалтерский словарь
  18. право — ПРАВО — БЕСПРАВИЕ Для начала он произнес вступительную фразу о том, что у него на родине, в Европе, другое право, и там правят законы разума. При этом он, возможно, вспомнил, на родине у него прочно воцаряется эпоха бесправия и упадка права. Б. Носик. Словарь антонимов русского языка
  19. право — ПРАВО 1. ПРАВО, -а; права; ср. 1. только ед. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государством моральных норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми. Крепостное п. П. феодального общества. Соблюдение норм права. Толковый словарь Кузнецова
  20. право — 1. ПРАВО1, а, мн. права, прав, правам, ср. 1. ед. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. Толковый словарь Ожегова
  21. право — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо вытекающих из самой природы, человеческого разума; императив... Большой юридический словарь
  22. право — Система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. В тесной связи с государством заключается основное отличие ПРАВА от правил поведения в доклассовом обществе, а также от других нормативных систем. Финансовый словарь терминов
  23. право — ПР’АВО, права, мн. права, ср. 1. только ед. Совокупность правил человеческого поведения, установленных государственной властью, а также санкционированных государством обычаев и правил общежития, осуществляемых в принудительном порядке... Толковый словарь Ушакова
  24. Право — Имеет своей задачей регулировать взаимные отношения людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения ("юридических норм"), поддерживаемых принудительным воздействием со стороны государственной или общественной власти. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  25. право — Общеславянское слово, образованное на основе среднего рода слова правь (правый). Этимологический словарь Крылова
  26. право — См. правый Толковый словарь Даля
  27. ПРАВО — "ПРАВО" — юридическая газета либерального, с 1905 кадетского направления, 1898-1917, Санкт-Петербург, 1-3 раза в неделю. Издатель — В. М. Гессен. Большой энциклопедический словарь
  28. право — пра́во укр., блр. пра́во, др.-русск., сербск.-цслав. право, болr. пра́во, сербохорв. пра̏во, словен. рrа̑vо, чеш., слвц. právo, польск. рrаwо. От *рrаvъ (см. пра́вый). Лит. provà, вин. ед. prõvą, лтш. prāva "судебное дело, суд" заимств. из слав. (М.–Э. Этимологический словарь Макса Фасмера
  29. право — право I ср. 1. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Толковый словарь Ефремовой
  30. ПРАВО — ПРАВО — многоаспектное понятие гуманитарных дисциплин. Кант определял П. как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Таким образом... Новейший философский словарь