ГУНАСТХАНА

В джайнизме стадия духовного освобождения.

Выделяется 14 Г.

1-я Г. характеризуется нек-рыми случайными проблесками сознания как адекватного отношения к реальности;

2-я Г. является промежуточной стадией между 1-й и 4-й Г.;

3-я Г. — стадия утверждения в правильном воззрении.

4-я Г. — стадия осознанного принятия учения в результате медитаций или наставлений учителя, характеризуется наличием контроля — упашама над аффектами, душевным волнением из-за невозможности длительного феноменального существования — самвета, отказом от чувственных удовольствий — нирведа, состраданием — анукампа, полным принятием учения как истинного — астикья;

на 5-й Г. начинается этическая практика, когда адепт берет обязательство соблюдать в неполной форме осн. и дополнит, обеты;

6-я Г. достигается только аскетами, к-рые полностью выполняют обеты, но еще подвержены слабым аффектам;

на 7-й Г. формируется духовная сила, позволяющая преодолеть полностью привязанность к внешнему миру, полностью овладеть телом и развить способность телепатического познания (манапарьяя-джняна);

8-я Г. характеризуется овладением одним из 4 видов медитации (шукла дхьяна) как орудием разрушения кармы;

9-я Г. — стадия окончат, преодоления сексуального желания и грубых аффектов — гнева, гордости и хитрости;

на 10-й Г. преодолеваются более тонкие неблагоприятные состояния сознания, напр, алчность;

на 11-й Г. подавляется почти вся карма, препятствующая правильному поведению и правильному воззрению;

на 12-й Г. разрушена вся карма, препятствующая правильным воззрению и поведению, а также карма, мешающая обретению абсолютного знания и абсолютного восприятия, затрудняющая духовное продвижение;

13-я Г. — стадия достижения абсолютного знания (кевала-джняна), на к-рой остается еще слабая активность (йога) тела, речи и ума; достигший этой стадии называется архатом или кевалином;

На 14-й Г. активность полностью прекращена, время нахождения в этом состоянии очень короткое, требующее произнесения нескольких мантр, после чего джива покидает тело и перемещается в самую верхнюю часть мироздания и становится Совершенным (сиддха).

А. Дюранов

Источник: Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму на Gufo.me