АТМАН

В общеязыковом значении существительное, выполняющее функцию возвратного местоимения в именительном и косвенных падежах, т. е. "сам, сам себя: собою" и пр. Отсюда очень рано, уже в упанишадах, развилось общекатегориальное философское значение: рефлексия, положенная как нечто сущее. Все прочие содержательные и предметные употребления этого термина в философии суть результат истолкования и применения этого значения в согласии с нек-рыми предпосылками. В самом широком смысле А. чего-то или (гораздо чаще) кого-то есть то, что делает это нечто или этого некто самим собою, т. е. суть, сущность, самотождественность. Обычно понятие "А." применяется к живым существам, однако можно очень по-разному понимать, что же есть в живом существе А. Так, локаятик отождествляет А. с живым телом: "мой организм и есть я сам". Обыватель может считать А., т. е. самого себя, более внешним: "мои дети, мое социальное положение — это и есть я сам". Для полагания чего-то А. существен еще в момент распоряжения, господства: А. есть хозяин, владыка, тот, кто присваивает. В даршанах А. понимается как духовная субстанция, т. е. сверхчувств. вещь, при этом обычно нетождественная сознанию. В вайшешике — это вечная всепроникающая субстанция, носитель ощущений удовольствия и неудовольствия, желаний, волевых усилий, познания и праведности или неправедности. В санкхье и йоге А. часто называют Пуруша (букв, "муж"), это вечный бездеятельный свидетель материальных, в т. ч. психических и интеллектуальных, процессов, чистое бессодержательное сознание. В адвайта-веданте А. мыслится как абсолютный субъект, не могущий быть объектом, однако познаваемый в особом опыте самопереживания и тождественный абсолютному началу мира — Брахману. В разл. философиях употребляются термины "дживатман", т. е. "А. конечного существа", и "Параматман" — "Господь Бог как А." Вопрос об А. является одним из важнейших в индийской философии. Непризнание реальности А., т. е. утверждение, что эта категория не находит себе соответствия в обыденном или духовном опыте, является характерной чертой буддийской философии в отличие от индуистской.

А. Парибок

Источник: Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. атман — орф. атман, -а (понятие индуизма) Орфографический словарь Лопатина
  2. АТМАН — АТМАН (санкср. ātman – дыхание, дух, я, самость) – одно из основных понятий индийской религиозно-философской традиции. В самом общем смысле Атман понимается как всеобъемлющее духовное начало, чистое сознание, самосознание... Новая философская энциклопедия
  3. АТМАН — (санскр. âtman) одно из кардинальных понятий в религиозно-мифологической системе индуизма.В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах)... Мифологическая энциклопедия
  4. Атман — (санскр. — душа, дух) термин индийской философии, в частности системы Веданта, обозначающий мировой дух. А. — синоним Брахмана. Большая советская энциклопедия
  5. АТМАН — (Attman), Артур (р. 31.X.1910) — швед. историк, специалист в области швед.-рус. экономич. отношений в 16 и 17 вв. В 1947-49 — ректор нар. семинарии в Линчёпинге. С 1954 — проф. экономич. истории в Гётеборгском ун-те. В 1958-59... Советская историческая энциклопедия
  6. Атман — (кит. Во — субстанциальное "Я") Краткий религиозный словарь
  7. АТМАН — АТМАН — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное (субъективное) духовное начало; начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождество атмана с брахманом — космическим (объективным) духовным началом. Большой энциклопедический словарь
  8. АТМАН — АТМАН (санскр. — дыхание, душа, я-сам) — в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него учениях — понятие, обозначающее всепроникающее субъективное индивидуальное духовное начало, «Я», душу. Учение об А. излагается в Упанишадах, где... Новейший философский словарь