Шляпы русские простонародные XIX века

Головные уборы русских людей, о которых в конце XIX века писатель-этнограф С. В. Максимов (1831–1901) писал так: «Насколько изменяется, даже на нашей памяти, не только внутренний смысл народной жизни, но и внешние отличительные этнографические признаки русского человека, достаточно остановиться на одежде и здесь, не уходя в дальнейшие скучные подробности, ограничиться, например, лишь одним головным убором. Не говоря об исчезнувших уже женских киках (см.), кокошниках (см.), повойниках и сороках, более устойчивые мужские шляпы становятся теперь также большой редкостью.

До освобождения крестьян на глазах у всех было больше десятка сортов этой головной покрышки, носивших отличительный покрой и соответственные названия. По ним опытный, приглядевшийся глаз мог уверенно различать принадлежность их владельцев известной местности: шляпы, как наречие и говор, служили верными этнографическими признаками и точными показателями».

В простонародье родилась весьма популярная и в наши дни поговорка «Дело в шляпе».

В старину, когда нужно было решить спор о наследстве, дележе земли, долгах, было заведено бумаги для суда отдавать чиновникам — стряпчим. Полученные бумаги стряпчий для надежности помещал за подкладку своей шляпы, а уж проситель был уверен, что дело рассмотрят и решат в его пользу. Словом, «дело в шляпе».

(К.А. Буровик. Красная книга вещей. М.1996)

Источник: Энциклопедия моды и одежды на Gufo.me