Чалма

(тюрк.)

1. Мужской головной убор, выполненный из длинного узкого полотнища ткани, обернутой вокруг головы; носят обычно поверх фески или тюбетейки. В прошлом была распространена среди исповедующих ислам народов Северной Африки, Передней, Южной и Средней Азии и др. Чалму в Индии и Пакистане носят без дополнительного головного убора. У разных народов чалма отличается по цвету, размерам, величине, по способу обертывания вокруг головы и по качеству ткани. Эти различия указывают не только на национальную, но и социальную принадлежность владельца (например, зеленую чалму носят лица, считавшиеся потомками пророка, или люди побывавшие в Мекке; белую чалму — все остальные мусульмане).

2. Современный женский драпированный головной убор. В результате драпировки линия нижнего края чалмы спереди приподнята над лбом, а с боков находит на уши.

3. Разновидность миткали, характеризуется разреженной структурой, легкая (45-80 г/м2).

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

* * *

(тюрк.) — у народов мусульманского Востока традиционный мужской головной убор в виде полотнища легкой ткани, многократно обмотанного вокруг головы, обычно поверх шапки, фески или тюбетейки. Форма и цвет чалмы указывает на этническую, социальную, культовую принадлежность владельца. Существует около тысячи видов этого убора в зависимости от длины ткани, цвета, способа наматывания. В прошлом чалма считалась обязательной для мусульманина, так как ее носил сам Мухаммед.

(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

* * *

ЧАЛМА, ТЮРБАН

головной убор мужчин и женщин народов Азии и Северной Африки; перенят в Европе.

Слово «тюрбан», синоним «чалмы», указывает на материал, из которого в древности изготовляли убор, — дюльбенд (персидское слово, обозначающее «ткань из крапивы»). Другая этимология — услаждающий сердце. Отсюда же — тюльпан, который сравнивали с красным головным убором магометан.

Классический тюрбан состоит из двух частей — колпака и длинного куска тонкой мягкой шелковой или бумажной ткани (как правило, муслина) или шали, которые оборачивают вокруг колпака, для чего существует бесчисленное множество способов. Чаще ткань тюрбана оборачивают прямо вокруг головы. Колпак может быть круглым, полукруглым, цилиндрическим, в виде груши или конуса, гладким или ребристым. У многих мусульман колпаку исстари предписано было быть красным, самому тюрбану — белым. Тюрбан эмиров всегда был зеленым (цвет знамени Магомета).

Почти тысячу лет назад, по свидетельству Низами Арузи Самарканди в «Собрании редкостей», султан Махмуд пожаловал знаменитому ученому из Хорезма Абу Рейхану Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни среди прочих драгоценных даров парчовую чалму.

Парчовая чалма имела статус почетного дара. Называли ее дастор-и-касад.

Простолюдины носили незатейливую бумажную или шерстяную чалму.

Правители Востока, неизменно проявлявшие страсть к всеобщей унификации, включали в регламенты об одежде и тюрбан. Так, Мухаммед II Ала-Ад-Дин, правивший с 1200 по 1220 год Ираном, Азербайджаном, Хорасаном и другими территориями, обязал носить тюрбан всех своих подданных.

Триста лет спустя при Сулеймане I Кануни (Законодателе) Великолепном по тюрбану различали звания и сословия. Еще более жесткими были предписания турецкого правителя Мурада III в 1583 году. Тем не менее им суждено было просуществовать до 1829 года, когда Махмуд II, прослывший большим реформатором, облагодетельствовал турков, одев всех поголовно в красные мусульманские фески (см.).

Тюрбан украшали драгоценными камнями, жемчужными понизями (нитями) и перьями, которые укрепляли спереди или сбоку. Самыми дорогими были перья цапли. Их пристегивали к тюрбану дорогой пряжкой. В XVI веке у тюрбана султана было три пера, усыпанных бриллиантами, великого везиря — два, у других сановников — одно перо. Мужам рангом пониже разрешались перья поскромнее, если они совсем не были лишены права носить их.

Со времен Османа I (правил с 1299 года) мусульманский обычай требовал брить голову так, чтобы на макушке оставалась лишь небольшая прядь — низа. Поэтому под тюрбан надевали шапочку — фес (см. также Феска), и, поскольку с непокрытой головой ходить было не принято, дома фес оставляли на голове.

Женские тюрбаны известны со времен Кушанского царства {13}. По разнообразию и сложности конструкции они намного превосходили мужские. Их, пожалуй, можно сравнить с грандиозными головными уборами придворных европейских дам XVIII века.

В Букеевской орде (Казахском ханстве, 1801–1876) женский тюрбан делался на каркасе, который мастерили из нескольких слоев бумаги или картона. Получался усеченный конус в полметра высотой; его обшивали тканью таким образом, чтобы сзади спускался свободный конец. Получалось нечто напоминающее бургундский эннен (см.), который крестоносцы импортировали из стран Ближнего Востока. Снизу конус украшали нашивками из позумента, серебряными подвесками, расшивали бусами. На конец навивали тюрбан, изобиловавший спереди складками и с внушительным узлом сбоку. Закрепляли ткань булавками.

Пожилые женщины обходились тюрбанами без каркаса. Снимали и надевали его как шапку и в таком свернутом виде хранили.

У народов Средней Азии существовал обряд повязывания чалмы, он был обязателен для женщины, ставшей матерью. Были для обряда и другие поводы: обрезание {14}старшего сына, старшего внука, старшего племянника.

Чалмой женщина очень дорожила и хранила до конца жизни: ведь после смерти она служила ей саваном. Такой саван узбеки называли чистым (халол).

Жениху из богатой семьи к свадьбе дарили пешаварскую шелковую чалму. Чиновники, аристократы и сам эмир могли позволить себе чалмы из тончайшей индийской кисеи; легчайшие, почти невесомые, они получили название мисколи, что означает «золотник».

Будничная чалма была бумажной — голубой или синей, часто в клеточку (у жителей Самарканда, например). Юношам повязывали ярко-красную чалму (тоже в клеточку).

Духовенство и старики выделялись ослепительно белой чалмой из кисеи. Мальчикам ко дню обрезания приобретали чалмы из полупрозрачного малинового или желтого шелка, который изготавливали только в Фергане.

Жениху чалму сооружали из дорогого кашмирского платка; обычаем ей было определено стать частью похоронного костюма жены.

В старой Бухаре большую белую праздничную чалму называли дастор, она была выходным, парадным убором.

Состоятельным клиентам чалму наматывал специалист — дасторбанд.

До сих пор в народе считают, что чалма будет своему владельцу саваном, если смерть, не приведи Аллах, застанет его в пути. Поэтому длина чалмы должна быть не меньше 8 метров. Но и слишком длинная чалма недостойна мусульманина, поскольку демонстрирует тщеславие ее обладателя.

В старину показаться на улице без чалмы у мусульман считалось позором. Только нищие и поденщики, не озабоченные общественным престижем, покрывали свои головы тюбетейкой.

В Средней Азии до недавнего времени почитание чалмы было почти всеобщим, а уж старики и вовсе не позволяли себе «опростоволоситься»: даже дома они наматывали на голову чалму из сложенного в несколько раз поясного платка.

(К.А. Буровик. Красная книга вещей. М.1996)

Источник: Энциклопедия моды и одежды на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Чалма — (тюрк.) мужской головной убор, в прошлом широко распространённый среди исповедующих ислам народов Северной Африки, Передней, Южной и Средней Азии, в незначительной степени — Кавказа. Большая советская энциклопедия
  2. чалма — -ы, ж. Длинный кусок материи, обернутый несколько раз вокруг головы и служащий у мусульман мужским головным убором. В первые ряды не спеша прошли индусы в черных халатах, в белых чалмах. А. Н. Толстой, Убийство Антуана Риво. [тюрк. чалма] Малый академический словарь
  3. чалма — орф. чалма, -ы Орфографический словарь Лопатина
  4. чалма — Чалм/а́. Морфемно-орфографический словарь
  5. чалма — ЧАЛМА, ы, ж. У мусульман: мужской головной убор длинный кусок ткани, туго обёртываемый вокруг головы, другого головного убора. Толковый словарь Ожегова
  6. чалма — ЧАЛМА -ы; ж. [тюрк. чалма] Длинный кусок материи, обёрнутый несколько раз вокруг головы и служащий у мусульман мужским головным убором. Белая ч. Снять чалму. Человек в чалме. Толковый словарь Кузнецова
  7. чалма — ЧАЛМА ж. головной убор мусульман, обмот на голове по феске, тюбетейке, шапке. Чалмовая ширинка. Чалмоносец, чалмоносный турок. Грязная чалмишка. Чалмища в три простыни. || Чалма, растен. Asphodelus ramosus, воловий хвост, златник, золотоголовник, царское копье. Толковый словарь Даля
  8. Чалма — (в Туркестане произносят салля) — турецкое слово: так называется кисея или иная ткань, которая навертывается на голову поверх тюбетейки или фески. По мнению среднеазиатцев, Ч. означает саван, в котором правоверный будет положен в могилу. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. чалма — Чалмы, ж. [тюрк.]. Длинный кусок материи, обернутый несколько раз вокруг головы и служащий у мусульман мужским головным убором. Большой словарь иностранных слов
  10. ЧАЛМА — ЧАЛМА (тюрк.) — мужской головной убор у мусульман — полотнище, обернутое вокруг головы, обычно поверх фески, тюбетейки, шапки и пр. Большой энциклопедический словарь
  11. чалма — чалма ж. Мужской головной убор мусульман, состоящий из длинного полотнища ткани, туго обертываемого вокруг головы (обычно поверх тюбетейки, фески или какой-либо другой шапочки). Толковый словарь Ефремовой
  12. чалма — чалма́ укр. чалма́, др.-русск. чалма (Левит 16, 4, ХVI в.; см. Срезн. III, 1471), челма (Хожд. Котова, 1625 г., 95 и сл.). Из тур., крым.-тат., тат., караим. Т., алт., тел. čalma – то же (Радлов 3, 1892); см. Мi. ТЕl. 1, 271; Бернекер I, 135; Горяев, ЭС 407. Этимологический словарь Макса Фасмера
  13. чалма — ЧАЛМ’А, чалмы, ·жен. (·тюрк. calma). Длинный кусок материи, обернутый несколько раз вокруг головы и служащий у мусульман мужским головным убором. «Пестрая чалма наискось покрывала его голову.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  14. чалма — (тюрк.), мужской головной убор у мусульман — многократно обёрнутое вокруг головы полотнище, обычно поверх шапки, фески или тюбетейки. форма и цвет чалмы указывали на этнич., социальную, культовую принадлежность владельца. Этнографический словарь