Орнаментация

1. Характер расположение орнамента, совокупность элементов орнамента в каком-л. стиле, произведении искусства.

2. Украшение орнаментом.

Орнаментальный узор на ткани можно получить двумя способами: в процессе ткачества определенным переплетением нитей основы и утка и в процессе отделки готовой ткани — вышивкой или набойкой. Тканый узор создают при одинаковом цвете основы и утка или используя различные переплетения в фоне и узоре. При различных цветах пряжи узор создается как при одинаковом, так и при разных переплетениях в фоне и узоре. Узор может иметь характер вышивки (лансировки) со стежками как вдоль основы, так и вдоль утка. Этот способ состоит в том, что каждую цветную нить для отдельного рисунка несет особый челночок.

Тканый узор начал преобладать над вышитым в Древнем Египте. Типичным египетским узором первоначально был узор в виде поперечных или лучеобразно расходящихся полос, а также геометрический орнамент из ромбов, клеток, кружочков. Иногда встречались растительные мотивы и очень редко — фигурки животных и людей. С 4 в. до н. э. в Египте гладкие ткани уступали место узорчатым, а позже коптские узоры оказали сильное влияние на украшение тканей во всех близлежащих странах. Все узоры коптских тканей выполнялись в технике коврового ткачества без использования иглы. Узор наносили непосредственно на гладкую ткань или на ткань нашивали фрагменты узорной ткани.

В Индии искусство украшения тканей узорами зародилось около 2 в. до н. э. Упоминания о драгоценной одежде из узорных тканей есть в санкритских рукописях того времени. Позже, в период походов Александра Македонского произошло сближение индийского и эллиниского искусства, в результате возникло своеобразное индо-греческое или индо-бактрийское искусство. Основными элементами этого искусства являлись розетки, меандр, свастика, цветочные узоры, ромбы и кресты. Позже в узорах индийских тканей стало ощущаться влияние персидского искусства — фон тканей этого периода почти полностью покрыт узором.

На узорных китайских тканях 9-6 вв. до н. э. и более древних вытканы узоры с фантастическими и реальными животными, растительным орнаментом. Для этих тканей характерно отсутствие симметрии в узоре. В китайском руководстве 1210 г. приводится первое описание ткацкого станка с аркатными подвязями. Такой тип станка китайцы использовали до X в., что позволяло им вырабатывать ткани с крупным и сложным узором.

В начале нашей эры крупное производство шелковых узорных тканей существовало в Персии. Основными темами узоров персидских тканей были охота, конная езда, прославление власти, здесь впервые появились стилизированные изображения "жертвенного огня" и "древа жизни". Как правило, узоры были симметричны относительно центральной оси, проходящей вдоль ткани.

Следует отметить, что в разное время в разных странах над созданием текстильных рисунков работали выдающиеся художники: в Японии — Сататсу, Корин; в Италии — С. Ботичелли, Д. Беллини, А. Мантенья, Рафаэль; во Фландрии — Ян ван Эйк; во Франции — А. Ватто, К. Жилло, Э. Мэйссонье, Ш. Лебрен, Ф. Буше, Ж.-Л. Давид и др. Ф. Гойя нарисовал картоны для 45 гобеленов, изображающие сцены празднеств. Картоны для шпалер рисовали также Леонардо да Винчи и Рубенс. В Италии была разработана техника получения различных типов узорных бархатов: разрезного, полуразрезного, петельчатого. В этой стране вырабатывали знаменитые на весь мир парчовые ткани, такие как аксамиты и др.

Развитие русских узорных тканей шло в двух направлениях: кустарного и мануфактурного (промышленного) ткачества. Вплоть до середины XIX в. основную долю в общем объеме выпуска тканей в России составляли ткани, выработанные кустарным способом. В ткачестве использовались традиционные русские узоры. Сказывалось также влияние восточных и западных мотивов.

Для русских тканей первой половины XVIII в. характерно использование орнаментов с изображением цветов, плодов, пейзажа, иногда зверей и птиц. Затем узор усложнился, заполнил все поле ткани, а его рисунок стал легким и изящным. С расширением внутреннего рынка в конце XIX в. в рисунках тканей наметилось ослабление традиций орнаментального искусства, возникло подражание Западу. И только в набойках сохранились традиции русских народных мотивов.

(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Источник: Энциклопедия моды и одежды на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. орнаментация — -и, ж. иск. 1. Украшение орнаментом. Орнаментация сосудов. 2. Характер орнамента, совокупность элементов орнамента в каком-л. стиле, произведении искусства. Треугольник вообще — очень любимая форма византийской орнаментации. Стасов, Владимирский клад. Малый академический словарь
  2. орнаментация — Орнамент/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  3. орнаментация — орф. орнаментация, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. орнаментация — ОРНАМЕНТАЦИЯ и, ж. ornementation f. 1. Украшение орнаментами. Орнаментация стен деревянной резьбой. БАС-1. Нужно заметить, что в эпохе Empire нужно разграничивать два периода. Словарь галлицизмов русского языка
  5. орнаментация — орнаментация , -и Орфографический словарь. Одно Н или два?
  6. орнаментация — ОРНАМЕНТАЦИЯ -и; ж. Иск. 1. к Орнаментировать. О. сосудов. О. книг. О. свода и потолков. 2. Характер орнамента, совокупность элементов орнамента в каком-л. стиле, произведении искусства. Византийская о. Богатая, примитивная о. О. бронзового века. Выдержать узор в духе старинной орнаментации. Толковый словарь Кузнецова
  7. орнаментация — 1) снабжение орнаментом; 2) см. орнаментика. Большой словарь иностранных слов
  8. орнаментация — ОРНАМЕНТ’АЦИЯ, орнаментации, мн. нет, ·жен. (иск.). 1. Действие по гл. орнаментировать. Орнаментация свода и потолков. 2. Совокупность, система оргаментов. Примитивная орнаментация бронзового века. Толковый словарь Ушакова
  9. орнаментация — орнаментация ж. 1. Процесс действия по гл. орнаментировать 2. Характер орнамента, совокупность орнаментальных элементов в каком-либо художественном стиле, в произведении искусства; орнаментика 1. Толковый словарь Ефремовой