социально-психологический (этнический) архетип

Набор специфически направленных ценностных ориентации и ожиданий представителей конкретных этнических общностей, вызывающих привычную для них гамму чувств и способов поведения" проявляемых при реакции на воздействия предметов и явлений окружающего мира.

В отличие от понятия "архетип", введенного К. Юнгом, С.-п. а. передается человеку по наследству от предыдущих поколений, существует в его сознании на невербальном, чаще всего нерефлексируемом (неизменном, подсознательном) уровне. Действия, поступки, проявления чувств, возбуждаемые С.-п.а., бывают гораздо более сильными, чем побуждения, инициируемые в психике человека простыми воздействиями окружающей его среды.

Образование и закрепление С.-п. а. представителей определенных наций и народностей связано с их историческим опытом и культурой. Каждый человек рождается на свет с потребностями и начинает проявлять активность, чтобы удовлетворить их. Но существует много способов удовлетворения каждой потребности, которые взаимозаменимы и в принципе дают один и тот же результат. Развивающаяся и совершенствующаяся социальная система каждого государства в процессе этногенеза ориентирует его представителей на принятые только в ней способы и приемы поведения, тем самым обеспечивая возможность эффективных взаимоприемлем мых совместных действий. Затем в ходе последующего этапа социализации человека в обществе происходит формирование такой его мотивации, при которой стрем-' ления и влечения представителя конкретной этнической общности начинают подчиняться лишь национально специфическим формам восприятия воздействий окружающего мира и способам реакций на них. В последующем национальная культура закрепляет у человека набор таких ориентации, делает его личностью определенного типа, которая в дальнейшем еще более адаптируется к своему этническому окружению, развивается, совершенствуя свое теперь уже национально своеобразное мировоззрение.

С.-п.а. регулирует процесс образования собственных национальных установок и стереотипов представителей конкретных этносов, создает основу их развития и закрепления.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Источник: Этнографический словарь на Gufo.me