«Физика и философия»

«ФИЗИКА И ФИЛОСОФИЯ» («Physik und Philosophic») — книга В. Гейзенберга, представляющая собой переработанный текст лекций по философским проблемам современной физики, прочитанный автором в зимний семестр 1955/56 в Шотландии. Первоначально эти лекции были изданы на англ. языке, в 1959 Гейзенберг опубликовал нем. версию этих лекций. Рус. пер. (М., 1963) сделан с этого нем. издания. В книге три главные темы: 1) копенгагенская интерпретация квантовой механики и ее философские предпосылки, 2) структура современной теоретической физики, 3) физика и культура.

Гейзенберг — один из создателей квантовой механики. В 1925 им была опубликована статья, которая стала основой исторически первой формулировки квантовой механики — матричной механики (В. Гейзенберг, М. Борн, П. Иордан, 1925—27). В 1927 Гейзенберг вывел один из фундаментальных принципов квантовой теории — соотношения неопределенностей — и интерпретировал эти соотношения как соотношения неточностей, вызванные актом измерения. Вместе с Н. Бором Гейзенберг развивал то истолкование квантовой механики, которое впоследствии получило название копенгагенской интерпретации (по имени находящегося в Копенгагене Института теоретической физики, возглавляемого Бором). Это истолкование было изложено им в «Чикагских лекциях», опубликованных в 1930 под названием «Физические принципы квантовой теории» (рус. издание — 1932).

В книге «Ф. и ф.» Гейзенберг продолжает разъяснять копенгагенскую интерпретацию квантовой механики. При этом он рассуждает в духе философии языка. Язык физики — это обыденный язык, расширенный за счет терминологии классической физики. Чтобы описать на этом языке явления микромира, надо учитывать ограничения, вытекающие из соотношений неопределенностей. Копенгагенская интерпретация предполагает разделение мира на две части — на атомные объекты и на весь остальной мир, описываемый в понятиях классической физики. Мы сами принадлежим к этому остальному миру. К нему же принадлежат наши измерительные приборы. Поскольку мы познаем атомные объекты только в отношении к этому нашему миру, наше описание этих объектов не может быть вполне объективным.

В отличие от Бора, Гейзенберг использует категорию объективной возможности, потенции, в смысле аристотелевской философии, для характеристики квантового мира. Он пишет о сосуществовании пересекающихся потенциальностей, возникающих при описании одного и того же атомного объекта. При измерении (т.е. взаимодействии объекта с измерительным прибором) происходит переход возможности в действительность. Гейзенберг критикует некоторые альтернативные интерпретации квантовой механики, в частности — ансамблевую интерпретацию Д.И. Блохинцева.

Рассматривая вопрос о строении современной теоретической физики, Гейзенберг выделяет пять относительно замкнутых и автономных систем понятий (концептуальных систем). Первую составляет классическая механика вместе с акустикой, гидро- и аэродинамикой, теорией колебаний; вторую — статистическая механика вместе с термодинамикой; третью — специальная теория относительности вместе с электродинамикой, оптикой, магнетизмом; четвертую — квантовая механика, теория атомных и молекулярных спектров, химия, теории проводимости, ферромагнетизма и др. свойств материи; пятую — общая теория относительности. Хотя Гейзенберг не пользуется термином «полифундаментализм», его подход к теоретическому естествознанию может быть охарактеризован этим термином. Рассматривая культурную миссию современной физики, Гейзенберг отмечает толерантность и веротерпимость.

А.А. Печёнкин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки на Gufo.me